>>> english (on-line translation)

[ Увлечения / Япония / Японская татуировка ]

Японская татуировка
Японская татуировка:

  • Японская гравюра как источник вдохновения мастеров татуировки
  • Утагава Куниёси - мастер героической гравюры
  • Самурайское наследие японской татуировки
  • Символика японской татуировки
  • Выбор мотива татуировки
  • Татуировка как вид наказания
  • Традиции отношений мастер-клиент
  • Каллиграфия в татуировке

    | 1 | 2 |

    <<< назад дальше >>>

    "Bushido-legacies of japanese tattoo",
    авторы: Takahiro Kitamura & Katie M. Kitamura,
    перевод с английского: Рахманов О. 02.2011
    Несмотря на то, что татуировка вошла в японскую культуру еще в древние времена, понятие «Японская татуировка» сформировалось только в период Эдо. В ту уникальную политически и культурно эпоху сформировались благоприятные социальные предпосылки к зарождению основ японской татуировки. Многие изображения и технические приемы, появившиеся в те века, можно встретить и сегодня. В этой главе я уделю особое внимание развитию образа самураев и надеюсь выявить социальные причины его успеха и популярности.

    «Период воюющих провинций», относимый к японскому средневековью, начался с войны Onin (1466-1467) и продолжался вплоть до начала XVI века. Эта эпоха известна продолжительной междоусобной войной, и именно тогда и зародилось представление о героях-самураях, которое захватило умы людей. В конце концов, под предводительством харизматического сёгуна Нобунага Ода и Хидэёси Тоётоми была разработана схема воссоединения страны, за чем последовало установление военного правительства сёгуната Токугава, правившего на протяжении всего периода Эдо. Этот период, с начала 1600 по 1868 годы, представляет собой эпоху политической стабильности и экономического роста. Под устойчивым влиянием правительства процветали изобразительные искусства, что дало необозримое поле для исследований искусствоведам. Немаловажным в то время считалось обладание, как материальным состоянием, так и талантами в искусстве. Этот веяние широко распространилось по всей стране, начиная от знати и кончая более низкими слоями населения.

    Этот период в истории японского искусства, как говорилось выше, был характерен тем, что вкусы людей напрямую диктовали направления развития искусства. И поэтому естественно полагать, что корни современных мотивов японской татуировки возникли в этот период. Укиё-э или гравюры – печатные изображения, вырезанные предварительно на деревянных досках, которые татуировщики использовали в качестве эскизов для своих работ, также появились в тот период.

    Контуры изображения вырезаны на деревянной доске
    Гравюра - раскрашенный отпечаток деревянной доски

    Из-за относительно небольших затрат на печать изображений (в противоположность работе художника, например), гравюры уверенно получили статус доступной формы искусства для рабочих сословий. В среднем, стоимость одного листа с изображением была сопоставима со стоимостью миски лапши. В отличие от традиционных придворных художников, мастера гравюр были выходцами из рабочей среды, и их искусство запечатлевало мир, который был у них перед глазами. Популярными темами стали сцены из повседневной жизни, политическая сатира, пейзаж и эротика. Произведение искусства, выполненное в такой манере, создавало образ обычного горожанина, в то же время, поддерживая высокий эстетический стандарт.

    ”Kaosho
    Kaosho Rochishin (Татуированный монах) сражается с Kumonryu Shishin (Девятидраконовый).
    Гравюра Тоёхара Кунитика.

    Портреты воинов (musha-e) также пользовались широкой популярностью и встречаются среди самых ранних отпечатанных изображений, начиная с 1660-х. Среди мастеров, начинавших развивать это направление в гравюрах, были Masanobu Okumura (1686 - 1764) и Shun’ei Katsukawa (1770 - 1820). Однако слава к ним пришла только после появления Куниёси Утагава, родившегося в 1797, - одного из наиболее известных и влиятельных мастеров, придавшего musha-e широкую популярность. В молодости Куниёси попал под влияние работ Shun’ei Katsukawa. Обучаясь изготовлению гравюр у мастера Kuninao Утагава, Куниёси получил хорошее образование и познакомился со многими жанрами и мастерами. Сегодня его работы известны в основном благодаря их разнообразию. Хотя Куниёси создал некоторое количество изображений, не вызвавших общественный резонанс, публикация серии работ «108 героев популярного романа Suikoden» стала настоящим прорывом в его творчестве. Публикация цветных, полноразмерных изображений породили волну интереса к историям Siukoden. После этого Куниёси получил известность мастера, и, несмотря на то, что его работы охватывали широкий спектр тем, его имя четко ассоциируется именно с musha-e.

    Татуировка, набиравшая тихую популярность, теперь процветала как распространенная практика. Хотя на тот момент существовало множество изображений для татуировки, наибольшую популярность получили изображения воинственных самураев, драконов и тигров. Suikoden придали популярность не только воинственным персонажам, но и самой татуировке. Листы с изображениями воинов закрепили связь между ними и татуировкой, поскольку их тела были почти полностью покрыты татуировкой, и такая открытая мужественность вдохновляла молодых людей, мечтавших об обширных татуировках.

    Японская татуировка Японская татуировка Японская татуировка
    Kaosho Rochishin (Татуированный монах) сражается с Kumonryu Shishin (Девятидраконовый).
    Гравюра Тоёхара Тиканобу.
    Сцена из романа Suikoden: Rorihakucho Chojun ("Белая лента в воде") в набедренной повязке, покрытый татуировкой, раздвигает створки ворот, держа в зубах меч.
    Гравюра Утагава Куниёси.
    Kaosho Rochishin (Татуированный монах).
    Гравюра Цукиока Ёситоси.

    Множество эскизов для татуировок было напрямую скопировано с гравюр, а некоторые выдающиеся мастера были вовлечены и в сам процесс татуировки. Horiyoshi III пишет: «Куниёси, который носил псевдоним «алая кожа», носил татуировку, покрывавшую его плечи и всю спину. Также он разработал эскиз татуировки Kikujiro, чтобы нанести ее на спину своего ученика. Нечего и говорить, что такая популярность стимулировала разнообразие и сложность эскизов. Это вылилось в плодотворное сотрудничество мастеров гравюры, татуировщиков и поклонников татуировки. Ученики Куниёси Yoshitsuya и Yoshitora, а также выдающийся Hokusai Katsushika разрабатывали дизайны для татуировок». С ростом популярности татуировки, мастера гравюры начали проектировать свои работы с таким учетом, чтобы те можно было также использовать и в качестве эскизов для татуировок.

    Несмотря на значительный успех серии работ Suikoden, популярность musha-e активизировалась с появлением в социальных кругах нового образа – otokodate. Это новый тип простонародного героя, который полюбился людям рабочего класса Японии той эпохи. Otokodate смог заменить самураев в роли национального героя. Это могло быть связано с тем, что период Эдо был относительно мирным временем и воинственные самураи больше не вписывались в контекст времени и стали создавать гнетущее впечатление на людей. Вскоре бывшие герои, самураи, стали символом жесткого правления наравне с лицемерными излишествами и упадком.

    Японская гравюра (триптих) Утагава Куниёси: пять Otokodate
    Японская гравюра (триптих) Утагава Куниёси: пять Otokodate

    С распространением экономического благополучия с верхнего на средний уровень японского общества, принадлежность народных героев к определенному социальному классу также была скорректирована. Otokodate из рабочего сословия теперь был любимцем народа: «он был подобен простонародному рыцарю из благородных людей, поддерживающим народ. Галантное поведение этих уличных рыцарей сделало их чрезвычайно популярными среди горожан, для которых они были настоящими героями, с которыми люди могли отождествлять и себя, ведь они происходили из одного социального класса».

    Образы из Suikoden во многом способствовали появлению otokodate. Эти художественные и социальные феномены были симптомами общественных волнений и недовольства правительством. Но, что более важно, они выражали глубокую ностальгию по уже отдалившимся образам самураев. Люди продолжали почитать полуреальные полумифические образы самураев и Siukoden даже в то время, как сами были свидетелями коррупции и упадка правящего класса самураев. Множество реформ в те года были затеяны, чтобы реформировать класс самураев, но на деле они мало что смогли сделать, чтобы развеять всеобъемлющее чувство безнравственности сёгуната и только усилили убежденность, что возврат к старым моральным устоям не только желателен, но и необходим. Поэтому большинство людей, желавших сделать татуировку, выбирали в качестве эскизов воинственные личности прошлого.

  • | 1 | 2 |

    <<< назад дальше >>>


    Основные разделы :: | Главная | Про меня | Увлечения | Гостевая | Ссылки |
    Интересные подразделы :: | Фотоальбом | Дзен-гитара | Каллиграфия | Татуировка | Гравюры | Буддизм |
    Примечания к сайту :: | О сайте | Карта сайта | Подписка на новости сайта | Архив новостей сайта |

    При использовании материалов сайта, ссылка на него обязательна.
    © 2002 - 2014, Рахманов Олег, R171282@gmail.com, vKontakte, Livejournal
    Рейтинг Эзотерических ресурсов