>>> english (on-line translation)

[ Увлечения / Япония / Каллиграфия ]

Синий Феникс - товары для художников, живописи и каллиграфии
Каллиграфия:

  • Начало...
  • Писчая кисть
  • Бумага
  • Тушь
  • Тушечница
  • Основные правила каллиграфии
  • "Осенний вечер пахнет тушью... пиала чая согревает руки..."
  • Дзен и искусство Каллиграфии

    "Осенний вечер пахнет тушью... пиала чая согревает руки..."

    …Сентябрьский вечер над Петербургом. Миллионы окон домов, пытаются подражать мерцанию осенних звезд в темном небе. За одним из таких окон – я. Сижу за большим раскладным столом. Я один. В комнате едва слышны звуки японской флейты, отрезаемые глухими ударами барабана.

    Свет от торшера устремлен на стол. На одной половине стола (дальней от меня) громоздится пара толстых словарей, расстелена таблица иероглифических ключей, стопка бумаги для письма (в том числе и рисовая). На другой половине стола, передо мной, расстелена толстая ткань-подкладка, на ней белоснежный лист бумаги. Справа стоит пиала с теплой водой, в ней буду размачивать высохшие за ночь кисти. Там же лежит несколько кистей: две маленьких (кисть с черной ручкой – моя любимая) и одна кисть средних размеров. Слева от меня стоит тушечница, в которой уже есть несколько капель черной и вязкой, как смоль, туши… Рядом дымиться пиала с зеленым чаем.

    В пиале с теплой водой начинаю размачивать черную кисть… Вижу, как ее ворс постепенно набухает и становится мягким, эластичным. Разогреваю руки о пиалу с чаем, делаю несколько глотков – чувствую, как тепло разливается в теле. Делаю музыку чуть погромче…

    Во время написания иероглифов (средних и крупных размеров) задействована вся рука, а не только ее кисть и пальцы; движения идут от плеча, так, что локоть и пальцы руки остаются неподвижными. Пытаюсь вспомнить и заново прочувствовать эти движения, бессистемно водя намокшей кистью по белому листу бумаги. Остаются сероватые следы… бумага чуть коробится…

    Заостряю ворс кисти, теперь он похож на острие копья и погружаю его на несколько миллиметров в тушь. Теперь нужно вспомнить и заново отрепетировать написание основных черт иероглифа: горизонтальные, вертикальные, наклонные вправо и влево, точки, крюки… На это уходит примерно десяток листов… испещренные линиями разных размеров и направлений, они лежат грудой на полу…


    "Огромной кистью по первому снегу!... запорошенное поле…"

    …Так я встречал почти каждую ночь той осени…

    Проснувшись утром, я с интересом рассматривал слегка покоробившиеся от туши листы: это далеко не шедевры каллиграфии, и особого смысла в написанном нет, но появлялось ощущение, что кистью водил не тот Я, который проснулся сегодня…

    Небо персикого цвета. Уже зима. Год спустя. Много чего успело случилось за это время, еще больше - не успело. Теперь передо мной другой стол, другая комната, кистей прибавилось, - появилась пара толстых - я понимаю, что с ними мне лучше работается. Сменилась музыка – ситар Рави Шанкара.

    Слева на полу лежит груда газетных листов, которые я буду использовать, чтобы немного «размяться» и почувствовать кисть. Газетная бумага очень хороший заменитель рисовой бумаги для каллиграфии: она хорошо впитывает тушь, неплотная, ее много и на ней можно писать большие иероглифы большой кистью. Складываю лист по сгибу и кладу его на ткань-подкладку. Верхний край листа фиксирую прессом – металлическим бруском, - чтобы лист не ерзал.

    В доме тишина. На улице слышны стоны автомобилей и ветер. Небольшая пауза, чтобы очистить голову от мыслей прошедшего дня и еще не наступившего завтрашнего. Я здесь и сейчас.

    Бережно разминаю пальцами сухое острие толстой кисти (у вымытых после занятия кистей я заостряю ворс и оставляю их так сохнуть до следующего раза). Приятное сухое похрустывание, как будто шуршит осока. Тушь уже разведена. Обмакиваю со всех сторон в ней уже размягченную кисть – нужно, чтобы она пропиталась внутри.

    Первое прикосновение к бумаге. Ставлю кисть на бумагу и провожу черту – «один»: шуршание волосков, приятное усилие и мысленное продолжение линии, когда рука уже остановилась… пауза.

    Пытаюсь по-разному делать начало и конец черт – разные стили, разные движения кистью. Но кроме шлифовки техники написания черт, необходимо тренировать общее видение иероглифа, соблюдать пропорции между чертами (я имею ввиду их длину, толщину, параллельность, горизонтальность и вертикальность). Молодцы китайцы (а кто же еще родоначальники каллиграфии?!)! Они нашли такое сочетание, которое, на мой взгляд, и делает иероглиф приятным для зрительного восприятия. Чтобы тренировать это чувство, полезно разбивать лист на квадраты (многократно сгибая его), в каждом из них обозначить центр и вписывать в него иероглиф.


  • Основные разделы :: | Главная | Про меня | Увлечения | Гостевая | Ссылки |
    Интересные подразделы :: | Фотоальбом | Дзен-гитара | Каллиграфия | Татуировка | Гравюры | Буддизм |
    Примечания к сайту :: | О сайте | Карта сайта | Подписка на новости сайта | Архив новостей сайта |

    При использовании материалов сайта, ссылка на него обязательна.
    © 2002 - 2014, Рахманов Олег, R171282@gmail.com, vKontakte, Livejournal
    Рейтинг Эзотерических ресурсов