>>> english (on-line translation)

[ Увлечения / Япония / "47 преданных самураев" ]

"47 преданных самураев":
  • "47 преданных самураев" - серия гравюр Утагава Куниёси
  • История сорока семи преданных самураев
  • Утагава Куниёси и японская гравюра 1840-х годов
  • Одзю Иппицуан и тексты биографий преданных самураев


    | 1 |

    <<< назад дальше >>>

    Серия "Сэйтю гисидэн" занимает в творчестве Куниёси своеобразное место. Она создана в конце 1840-х годов, когда слава Куниёси достигла апогея. Первый успех к художнику пришел поздно - в 1828 году, когда ему исполнилось уже тридцать лет. В этом году началось издание прославившей его серии гравюр, посвященной героям китайского романа "Речные заводи", переводами и переложениями которых зачитывались в Японии.

    По своему жанру эти гравюры относятся к мусяэ (героическая гравюра). Однако, в отличие от более ранних мусяэ, здесь изображены не просто сражающиеся воины, а скорее символы сверхчеловеческой мощи и героизма. В сущности, Куниёси этой серией нарушил прежние границы жанра мусяэ. Он создал особый мир сэкай - "мир героического", который теперь мог населяться любыми персонажами, не обязательно связанными с китайским романом, но обязательно способными на невозможное. Со временем название романа "Речные заводи" стало синонимом такого мира.

    Посвященная "Речным заводям" серия положила начало новому пониманию жанра мусяэ, переосмысленного Куниёси. Современники художника называли его "мусяэ-но Куниёси" ("Куниёси - мастер героической гравюры"). Именно благодаря Куниёси этот жанр из периферийной ветви превратился в один из ведущих в укиёэ.

    Эта и последовавшие за ней работы 1830-х годов выдвинули Куниёси в ряды ведущих мастеров гравюры укиёэ.

    Следующие пятнадцать лет считаются временем зрелого творчества мастера. Куниёси по-прежнему экспериментирует: традиционные темы получают у него новую трактовку, появляются новые сюжеты: особое внимание уделяет он сюжетам юмористическим, сатирическим и ребусам. При всем том мусяэ оставался его излюбленным жанром. Тем более что этому способствовало и прямое поощрение мусяэ правительством. В героической гравюре власти видели эффективное средство пропаганды официальной морали. Такое положение дел обеспечивало Куниёси - ведущему мастеру мусяэ - сравнительно благополучное существование в период действия цензурных запретов 1840-1850-х годов в области изобразительного искусства. Другие жанры были по существу запрещены, включая самые популярные - якусяэ (портреты актеров) и бидзинга (изображения красавиц). Власти сочли их безнравственными. В известном смысле жанр мусяэ занял ведущее место.

    Все это, однако, не свидетельствует о конформизме Куниёси. Напротив, он, подобно многим другим мастерам того времени, умело обходил запреты властей, используя при этом особый, одному ему присущий "эзопов язык". Мало того, он выпускал в свет гравюры, содержавшие ядовитую сатиру на правительство и его действия. В то же время благоволение к жанру мусяэ позволяло Куниёси создавать большие серии: издатели охотно заказывали ему гравюры, не боясь неприятностей с цензурой. Одной из таких серий была "Сэйтю гисидэн". В ней парадоксальным образом совпали интересы властей и художника, за которым уже в то время прочно закрепилась репутация человека неудобного, язвительного и бесстрашного в выражении собственного мнения.

    С чисто художественной точки зрения, гравюры серии вряд ли могут быть причислены к шедеврам Куниёси: многие лишены динамики и экспрессии, символического звучания образа - качеств, которые в 1820-1830-х годах принесли художнику славу. Решение листов серии отличается чрезмерным лаконизмом, не свойственной Куниёси статичностью композиции. Суть происходящего не раскрывается на изобразительном уровне с должной полнотой. Существенное место занимает в листе сопровождающий гравюру текст. Это все отличает произведения Куниёси 1840-х годов, а также иллюстрирует одну из особенностей развития гравюры укиёэ того периода в целом.

    Следует отметить, что "Сэйтю гисидэн" - далеко не единственная серия у Куниёси, в которой использована такая "упрощенная" композиция. В 1840-х - начале 1850-х годов художник выпустил около двух десятков аналогичных серий, большинство имеет в своих названиях иероглиф "дэн" - "биография". Эти серии можно назвать сериями "портретов-биографий". Портрет представлен в изобразительной части листа, биография - в текстовой. Объектом внимания в произведениях такого рода становятся чаще всего или знаменитые воины, или люди, прославившиеся мужеством, преданностью и т. п. Несмотря на отсутствие сходства в передаче облика персонажей и отрывочный, очень неполный характер биографических текстов, подобные серии в восприятии людей той эпохи выступали как "портреты-биографии".

    Серии "портретов-биографий" в творчестве Куниёси появляются около 1842 года. Особенно часто к этому жанру художник обращается в 1846-1848 годах, а около 1850 года от него постепенно отходит. В целом "увлечение" это совпадает с периодом устрожения цензуры художественной печати 1847-1853 годов, когда за выпуск каждого листа была введена личная ответственность двух цензоров.

    После того как надзор за гравюрой был ослаблен (1853), Куниёси возвращается к своей манере 1830-х - начала 1840-х годов в трактовке аналогичных и даже тех же самых сюжетов. Этот факт вряд ли случаен. Вероятно, художественное решение такого рода произведений было обусловлено требованиями, которые предъявлялись к гравюре в период строгой цензуры.

    Сама по себе упрощенность художественного решения вряд ли может быть объяснена только характером этих требований. Более полезным здесь представляется анализ текста, на который, по существу, падает основная нагрузка в раскрытии образа любого персонажа серий "портретов-биографий", в том числе и "Сэйтю гисидэн".

    | 1 |

    <<< назад дальше >>>


  • Основные разделы :: | Главная | Про меня | Увлечения | Гостевая | Ссылки |
    Интересные подразделы :: | Фотоальбом | Дзен-гитара | Каллиграфия | Татуировка | Гравюры | Буддизм |
    Примечания к сайту :: | О сайте | Карта сайта | Подписка на новости сайта | Архив новостей сайта |

    При использовании материалов сайта, ссылка на него обязательна.
    © 2002 - 2014, Рахманов Олег, R171282@gmail.com, vKontakte, Livejournal
    Рейтинг Эзотерических ресурсов