>>> english (on-line translation)

[ Увлечения / Дзен-гитара / Путь Дзен-гитары ]

Путь Дзен-гитары

Барьер
Приходится уметь удерживать кучу противоречивых идей в голове и при этом не спятить. Я чувствую, что вроде бы делаю свое дело неплохо, а когда выхожу на сцену, то появляется ощущение, что в мире нет ничего более важного. А кроме того, есть еще и чувство, что, в общем-то, это только рок-н-ролл. И каким-то образом нужно ухитряться верить и в то, и в другое.
Брюс Спрингстин

>>> Знаменитый дзенский афоризм так описывает путь к просветлению:

Первый шаг: гора — это гора.
Второй шаг: гора — это не гора.
Третий шаг: гора — это гора.

Именно так обстоит дело с музыкой на пути Дзен-гитары.

До того, как мы вступаем на этот путь, музыка для нас — просто музыка, что-то такое, чем мы наслаждаемся не размышляя. Но когда мы посвятили себя игре, музыка становится чем-то более серьезным. На этом втором шаге музыка уже не музыка: теперь это наша страсть, наш упорный труд, наша душа и религия. Мы многому учимся, но от этого ее красота становится лишь более таинственной.

Пустота, отсутствие вещи Через некоторое время люди с определенным складом ума начинают спрашивать: Откуда приходит музыка? Может быть, я ее только передаю? Откуда и куда? Что заставляет меня играть ее? Где предел ее глубины?

Если это ваши вопросы и если вы искренне ищете на них ответ, то просветление ожидает вас на третьем этапе. Именно здесь вы должны увидеть истинную сущность музыки — что есть музыка. Достигнув этого этапа, вы оказываетесь лицом к лицу с источником всех звуков — звуком хлопка одной ладони, сэкисю но ондзё. Здесь, говорят нам мастера, вы увидите до самой глубины, до дна, источник вашего существования — источник всего, что было, есть и будет. Все вопросы вашей жизни, все сомнения, все вожделения исчезнут. Вы пробудитесь к своей истин- ной природе. Вы познаете Путь Дзен-гитары.

Этот заключительный прыжок может длиться всю жизнь, но может произойти и прямо сейчас. Но на вашем пути стоит барьер — не физический, а умственный. Это барьер «в конце мышления», когда логике некуда больше двигаться. Дзенские мастера называют его My.

В переводе с японского му означает "нет вещи" или «отсутствие вещи». Это не «ничто», потому что в дзене ничто — это все-таки что-то. Как говорят дзенские мастера, му есть безвременная пустота за пределами рационального восприятия, точка, в которой все чувства сливаются воедино. Из этого му, говорят они, истекает поток времени и всего, что существует.

Когда дзенские мастера спрашивают: «Что такое звук хлопка одной ладони?», то они прекрасно знают, что не существует способа ответить на этот вопрос логически. Этот вопрос является коаном — головоломкой, назначение которой состоит в том, чтобы подтолкнуть ученика к трансценденции, к выходу за рамки рационального.

Будучи существами рациональными, мы видим лишь дуальную природу действительности. Что-то либо существует, либо не существует. В наших руках либо есть гитара, либо ее нет. Мы слышим звук либо слышим тишину. Вот это вы, а вот это я, и между нами есть пространство. С рациональной точки зрения, это истина.

Дзенские мастера говорят нам, что му превосходит эту дуальность, открывая не только единственность каждой вещи, но и пустоту в ее источнике. Му, говорят они, есть источник ноты и паузы, но в то же время не есть ни то, ни другое. Вы скажете, что не видите в этом смысла? А его и нет. Му лежит за пределами логического понимания — там, где нет слов, нет места, нет ума.

Просветленные уподобляют му воротам без ворот. Это ворота, потому что мы должны войти в них, чтобы постичь высшую истину вещей. И в то же самое время ворот нет, потому что мы уянвоплощаем истину всех вещей; никакой переход к истине не нужен, потому что мы уже обладаем истиной. Нам нужно только пробудиться, осознать факт нашей истинной природы.

Все же мы должны как-то проникнуть в это му. Единственный способ, говорят мастера, заключается в том, чтобы сосредоточиться на моменте так сильно и устойчиво, чтобы ум перестал блуждать и слова исчезли. В нашем додзё это означает такую фокусировку на каждой ноте, когда мы уже начинаем эту ноту видеть, обонять, касаться ее и ощущать на вкус.

Когда мы только приходим в этот мир из материнской утробы, каждое наше ощущение является чистым ощущением. В нашей голове нет слов. Голос мамы, солнечный свет, запах дождя — все слито в единое великое ощущение, текущее непрерывным потоком. Мы видим звук, мы слышим прикосновения, мы пробуем свет на вкус — потому что все это едино. И лишь когда мы начинаем отличать зрелище от звука и от запаха, отличать одну вещь от другой, давать им наименования и классифицировать, — лишь тогда начинается рациональный процесс, который уводит нас прочь от переживания истинного единства.

Дзен-гитара является средством, с помощью которого мы можем возвратиться к своим изначальным чувствам. Услышать и пережить снова звук так, как его переживает новорожденный, — такова высшая форма сознания новичка.

Это вовсе не отрицает рациональности. Я уже говорил ранее, что мы становимся людьми только через наши взаимоотношения с окружающим миром, при всем том, что изучение отношений между вещами — между нами и другими людьми, между веществом и пустотой — есть сущность дуального мышления. Фундаментальная задача, которую дзен ставит перед человеком, заключается в том, чтобы постичь му, не отрицая дуальности; один из основных принципов дзена гласит: «Вещи не такие, какими кажутся, но и не иные».

После всего сказанного я позволю себе сказать проще: Дзен-гитара — это не упражнения по созерцанию собственного пупка. Искать Путь нужно не через осознание себя, а через осознание не-себя. Мастера говорят: «Если ты ищешь это, то не найдешь». И вам нечего делать на пути, кроме как надеть белый пояс, взять свою гитару, настроиться и играть. Если вы играете то, что вам надлежит играть, отдавая всего себя, отдавая естественно, отдавая мгновению, — вы постигнете сущность дзена. И тогда му не будет иметь значения.

В этой главе я расскажу кое-что о Шести Дуальностях; на долгом пути Дзен-гитары унсуй должен интуитивно найти превращение каждой из них в единое. Вот они:

  1. Вход и выход.
  2. Совершенство и несовершенство.
  3. Я и Ты.
  4. Удержание и освобождение.
  5. Звук и тишина.
  6. Учитель и учащийся.

Пока вы осилите этот участок пути, ваш черный пояс истреплется и полиняет до белизны.


Сознание новичка

  • Наденьте белый пояс
  • Возьмите вашу гитару
  • Настройка
  • Игра
  • Практика

  • Дух
  • Ритм
  • Техника
  • Чувство
  • Совершенство
  • Ошибки
  • Ступеньки и площадки
  • Дисциплина
  • Ограничения
  • Движение вперед
  • Вкус
  • Сотрудничество
  • Сомнение
  • Немедленное вознаграждение
  • Эгоизм
  • Небрежность
  • Чрезмерное усердие
  • Быстрота
  • Соревнование
  • Одержимость
  • Критика не впрок
  • Неумение подстроиться
  • Потеря цели
  • Многомыслие
  • Ответственность

  • Знать одну вещь
  • Что-то сказать
  • Принимать решения
  • Приготовить ум
  • Установить контекст
  • Играть перемены
  • Начертить рамку
  • Регулировать угол зрения
  • Верить сказке
  • Внимание к деталям
  • Мысль - процесс
  • Осанка
  • Звуковая живопись
  • Тембр
  • Интуиция
  • Энергия
  • Инь-Ян
  • Две руки как одна
  • Равновесие
  • Истинное Я
  • Убежденность
  • Совместная импровизация
  • Запись
  • С первого раза
  • Виртуозность
  • Мастерство
  • Барьер

  • Вход и выход
  • Совершенство и несовершенство
  • Я и Ты
  • Удержание и освобождение
  • Звук и тишина
  • Учитель и учащийся

  • Основные разделы :: | Главная | Про меня | Увлечения | Гостевая | Ссылки |
    Интересные подразделы :: | Фотоальбом | Дзен-гитара | Каллиграфия | Татуировка | Гравюры | Буддизм |
    Примечания к сайту :: | О сайте | Карта сайта | Подписка на новости сайта | Архив новостей сайта |

    При использовании материалов сайта, ссылка на него обязательна.
    © 2002 - 2014, Рахманов Олег, R171282@gmail.com, vKontakte, Livejournal
    Рейтинг Эзотерических ресурсов