>>> english (on-line translation)

[ Увлечения / Китай / Этимология китайских иероглифов (Л.Вигер) ]

Этимология китайских иероглифов:

  • Уроки 1 - 10
  • Уроки 11 - 20
  • Уроки 21 - 30

    Урок 11

    О трёх сериях 卂丮丸, совершенно отличных в древнем письме, но смешиваемые вместе в современном письме.
    Фэй. Летать. Графема. Представляет собой журавля (весьма распространенного в Китае)- вид сзади. Сверху голова и шея согнулись, как это делает журавль перед взлётом. Ниже хвост. По сторонам трепещущие крылья. Маленькие черты представляют отдельные перья отделяющиеся при взлёте птицы. 鳥翥也。像。張翼之形。Это 183-й ключ Кан Си. В таком представлении теперь можно понять
    Сюнь. Парить. Графема. Сравните с А. Журавль парит, его крылья не трепещют. Перья собраны вместе, они невидимы. 疾飛也。从飛而羽不見。指事。Фонетическая серия 20. Отметьте композицию
    Ши. Прежде означало москита, парящее 卂насекомое, собирающееся в 蟲рои, который кусает людей. 齧人蟲也。Теперь этот иероглиф обозначает вошь. Обратите внимание на сокращённую форму 虱, которую обыкновенно называют 半風 пань4 фэн1 , половина 風 ветра. Однако 風(урок 21В) не имеет ничего общего с 卂. См. также 夙 су4 ниже G.
    _______________________________
    Вторая серия:丮 цзи4. Производные этой графемы
    Цзи. Ловить. Эта графема образует только одну композицию с 手рукой (урок 48) которая даёт
    Цзи. Действовать, держать. Представляет руку делающую или удерживающую что-то. 像。手有所據也。丮формирует важнейшие композиции в которых почти всегда имеет искажённый вид. Писцы пишут 卂(как выше- В), или 丸(как ниже- J), или 凡(урок 21) и т.д. См. 敦 шу2 (урок 75Е); 埶 и4 (урок 79К); 執 чжи2 (урок 102G); ло3 (урок 74В) и т.д.
    Гун. Делать работу 工 (урок 82А), нажимая или ударяя; 加手,从丮,工聲。Отметьте композиции 恐 кун3- пульсации 心сердца, страх; и 築 чжу2- строить стену из глины, трамбуя глину между 木досками и 竹циновками. Фонетическая серия 226; внизу современная форма.
    Су4. Конец ночи, перед рассветом; время для жертв и жертвоприношений; 从夕,从丮,會意。早敬者也。Предстать непосредственно перед рассветом, когда ещё 夕ночь, в то время как 丮проводится жертвоприношение. В современной форме 丮исказилось покрыв 夕. Сравните с 風 фэн1 полученным из 凡 фань2 (урок 21В).
    _____________________________________
    Перевёрнутый 丮формирует
    Чжу2. Захватить, удерживать; 持也。从反丮。指事。Эта древняя форма больше не используется и была заменена на 挶.
    Удвоенная комбинация формирует
    Доу4. Захватывать друг друга, драться; 从丮正反。相持。會意。Это 19-й ключ Кан Си, не связанный с 門 169-м ключом.
    _________________________________
    Третья серия:вань2.
    Вань2. Пилюля, нечто круглое. Часто используется для предыдущего 丮. Это перевёрнутый 仄 цзэ3 (урок 59Е). Производные 丸(фонетическая серия 34) отличаются от таковых из 凡(урок 21; фонетическая серия 19). Иногда их трудно отличить.

    Урок 12

    Этот урок содержит три серииㄑ,巜,巛,и приложение.
    Первая серияцюань3.
    Цюань3. Маленький поток, ручей. 水小流也。像形。Графема. Формирует несколько важных композиций:
    Шуй3. Вода, маленькая река.像形。Добавляясь к ручью представляет волны воды. См. урок 125. Это 85-й ключ Кан Си.
    Ю1. Первоначальное значение- зондировать брод. Человек 亻пересекающий ㄑводу, удерживая в руке 又 палку 卜(урок 43D 攴), зондировать реку палкой. 从人,从ㄑ,从攴。會意。В древней форме составлена просто из 水воды и 攴 зондировать. Фонетическая серия 317 в которой располагается под ключом 攵,脩,修,條,倏и т.д. В этих композициях 亻легко может быть принят за ключ, в действительности 亻всего лишь часть фонетика. Маленькая черта справа от 亻есть в современном написании то, что осталось от ㄑ. Отметьте, что 俻 не имеет никакого отношения к этому иероглифу- это произвольное сокращение от 僃 - би4, бэй4 (урок 54G).
    _____________________________________
    Вторая серия:куай4- удвоенное ㄑ.
    Куай4. Река, поток больше чем ㄑ. 水大流也。像形。Этот, устаревший ныне, иероглиф был заменён на 澮. Формирует некоторые композиции, например:
    Лин2. Поток (Урок 126D).
    Ю2. Лодка (Урок 14F).
    Обратите внимание на то, что гравёры заменяют 巜на более проще гравируемый 刂. Но刂 является сокращением 刀 – 18-го ключа, что часто приводит к путанице.
    ________________________________________
    Третья серия:чуань1- утроенное ㄑ.

    Чуань1. Река, большой поток сформированный из нескольких других; ㄑ巜之水會爲巛也。

    Обратите внимание на различия в современном написании. Это 47-й ключ. Фонетическая серия 18. Отметим следующие композиции:

    Ле4. Пузыри. 从川。歹聲。Фонетик не 夕 си4 (36-й ключ), как это можно было предположить по современному иероглифу, а сокращенный 歹 дай3 (78-й ключ). Формирует важнейшую композицию 列 ле4 (Урок 52D).
    Юн1. Рвы. 从巛,从邑,會意。城池也。В почерке да чжуань вместо 邑 и4-город (Урок 74С), были 吕- укрепления (Урок 90G); 从巛,吕,像形。Формирует композицию
    Юн1. Трясогузка; 隹 птица которая любит обрывы 邕. Этот иероглиф важный фонетик 769, в его современной форме 雍(今字誤作雍)。亠замещает 巛, а 乡 замещает 邑. См. урок 74С и серии 鄕сян1 (Урок 26М).
    Цзин1. Подземные водные потоки- столь важные в китайской геомантии 風水 фэн шуй, 水脈也,从巛在一 下,會意。一地也,壬聲。Потоки 巛 воды которые текут под 一 поверхностью земли (Урок 1Е). Фонетиком является не 工 гун1 (Урок 82), как это может показаться по современному иероглифу, а 壬 тин2 (Урок 81D). Первоначальное значение возможно было 壬исследовать подземные жилы. Фонетическая серия 262.
    Цай1. Фактическое значение чжуань чжу- бедствие, неудача; 害也。Первоначальный смысл- 从巛,一壅之,指事。Запруженная 一 река 巛 (1,3), которая приводит к бедствию наводнения. Сейчас иероглиф используется в значении бедствия и входит в композицию 災, где представлены и наводнение (巛вода), и пожар (火огонь). Обратите внимание кроме того на следующие композиции:
    Цзы1. Земли 田целинные, подвергаемые 巛 наводнениям; 不耕田也。Теперь его записывают 葘。一В иероглифе 菑 цзы1 следует тщательно отличать от 甾 цзы1 (урок 150), который формирует фонетическую серию 406. Эти два иероглифа никак не связаны- гравёры часто вырезали 巛 вместо 巛, это было проще; отсюда путаница в группах.
    Хуан1. Опустошение 亾, вызванное 川 реками; 水廣也。См. урок 10Е. Формирует
    Хуан1. Дикий, бесплодный, засуха, последствия затопления 艹растений. Фонетическая серия 536.
    Кань1. Неподкупная стойкость, несгибаемая твёрдость принципов; 剛直也。从川,取其不舍晝夜。从 ,古文信字會意。Преданность ( древняя форма 信) к принципам, постоянным как 川поток воды. См. Урок 25Н.
    Чжоу1. Главные земли пригодные для жизни (острова или континенты), окруженные водами. В современном письме земли представлены тремя точками, и тремя окружностями в старом. Этот иероглиф составлен из двух巛представленных выше. 水中可居曰州。从重川。會意。Фонетическая серия 187.
    _____________________________________
    Приложение: во всех следующих иероглифах 巛 – это не чуань, а представляет волосы, однако они почти все классифицируются под 47-м ключом.
    См. урок 40 В.
    Цзы3. Различное написание 子 , ребёнка родившегося с волосами. См. урок 94 А.
    Ту2. Последний перевёрнутый. Исходное значение- partus cephalicus (прим.пер.-головное предлежание плода)- волосатая голова выходит первой. См. урок 94 F.
    Шоу3. Волосатая голова. См. урок 160 А.
    Сяо1. Последний перевёрнутый. Голова преступника повешена, как урок, волосы свисают вниз. См. уроки 160 А, 119 К.
    Чао2. Гнездо птицы на дереве, птица прикрывающая его; 鳥在木上曰巢。从木。像形。臼 наверху дерева 木- это гнездо (это графема, а не две руки- см. урок 50 А); 巛представляет перья птицы сидящей на кладке в гнезде. Обратите внимание, что этот знак не имеет ничего общего с 果 го3 (урок 110 F), хотя гравёры всегда сокращают таким способом. Фонетическая серия 594.

    Урок 13

    далее перевод с английского - О.Рахманов

    ЧУЙ. Висящий объект, кулон и он же в размноженном виде .

    Первый ряд:

    удвоенный 从 можно встретить в иероглифах:

    ШАНЬ. Изображение вора, несущего подмышками украденные вещи (здесь 大 в значении «человек», Урок 60А). Получаем значение иероглифа 夾 «вставлять между, зажимать».
    ШЭНЬ. Название провинции 陝酉 Shen-si

    ЛАЙ. 从 символизирует мохнатые колосья пшеницы, свисающие вниз. Другая часть иероглифа – графема, изображающая растение, дерево. Это разновидность «бородатого ячменя». Сейчас этот иероглиф имеет значение chia-chien, «приходить», в противоположность к 去 – «уходить». Фонетический ряд 374. Следует запомнить следующие производные:

    МАЙ. Иероглиф состоит из элементов 來 и 夊 (ключ №35) – «созревшее зерно». Сейчас употребляется в значениях «ячмень» или «пшеница», в зависимости от времени, места и эпитетов, употребляемых с ним. Это 199й ключ из группы иероглифов, относящихся к зерновым.

    ШЭ. 來 зерно, хранящееся в сарае. Сейчас этот иероглиф выглядит так 穡 и означает «бережливость», «скупость». Это можно объяснить тем, что крестьяне не склонны растрачивать зерно, которое стоили им таких больших усилий. Заметьте, что в современном написании нижняя часть 來 и верхняя часть «сарая» заменились графемой ?. Фонетический ряд 755.

    ИНЬ. Логическое построение. Собака 犬, которая показывает свои зубы. Их символизирует來 вместо графемы 从 (см. стр. 16, замечание 1). Это сочетание элементов формирует фонетическую конструкцию 憖 – «желать», «просить», и т.д. Важно: chia, «щипать» (Ур. 27F); 卒 tsu, солдат (Ур. 16M), а также другие иероглифы из Урока 27 B,C,D,E – не имеют отношения к графеме 人, о которой здесь шла речь.


    Второй ряд:

    人, продублированный друг под другом , означает «волосы над глазами» (т.е. брови):

    МЭЙ. Бровь. Урок 7 А.

    А также символизирует свисающие фрукты в ТЯО, приносить плоды.


    Третий ряд:

    人, написанная четыре раза . Стоит обратить внимание на произвольную трансформацию этого элемента в современных начертаниях иероглифов из этого ряда.

    ЧУЙ. Ветка, густо поросшая листвой и цветами. Этот иероглиф был заменен следующей производной, его синонимом и омофоном.

    ЧУЙ. Висеть, свисать. Это предыдущий иероглиф, совмещенный с графемой 土, земля (Ур. 81), листья свисают вниз, к земле. Фонетический ряд 485.


    ХУА. Цветок. Весеннее буйство (Ур.58Е) листьев и цветов. В древнем начертании иероглифа, графема 艸 - это ключ «обилие, избыток» (Ур.78B). Фонетический ряд 687. Современный иероглиф 花 можно трактовать как 艹 растительную 化 эволюцию, то есть путь от семени до самого цветка.

    ЧА. Отклонение, ошибка. Логическое построение. См. Урок 46 С, этот иероглиф рассмотрен подробно. Фонетический ряд 506.

    СУ. Эпонж (шелковая ткань), 糸 шелк, получаемый из коконов шелкопряда, собранный на ветках шелковицы. Chuan-chu, естественный, простой. Фонетический ряд 506.

    ГУАЙ. Схематичное изображение торса, вид сзади: вертикальная черта – позвоночник, элементы по бокам – мышцы, горизонтальная черта 一 обозначает талию. От этой графемы происходит

    ЧЖУ. Спина. 脊 (о 月 см. Ур.65)

    ГУАЙ. Нечетный, неправильный. См. Урок 103 С.

    Писцы по каким-то необъяснимым причинам заменили два предыдущих иероглифа на один , который визуально не имеет с ними ничего общего и означает «спина», «нечетный», «неправильный».


    Урок 14

    Графема и ее важные производные. В этом уроке будет рассмотрено 3 ряда иероглифов с элементами , 今, 金.

    ЦЗИ. Понятие единения, собрания, соединения, стыковки различных элементов представлено в виде трех черт. Число 3 раньше означало «много». Сегодня понятие объединения выражается иероглифом 集 (Ур. 119 G). Графема является образующим элементом для следующих иероглифов.


    Первый ряд:

    ХЭ. Союз, соглашение, гармония. Этимологическая трактовка такова: много (три) ртов 口 (Ур.72) разговаривают одновременно; хорошее понимание. Фонетический ряд 198. Следует отметить две следующие производные:

    ДА. Горох, овощи 艸, чьи ветви сплетены, становятся большими. Чжуань-чжу: вступать, адаптироваться, отвечать. Что касается последнего значения – отвечать - то оно сейчас передается другим иероглифом 答, что не поддается объяснению. Фонетический ряд 570.

    ЯНЬ. Объединить 合 руки , чтобы укрыть (накрыть) что-либо (Ур. 47). Фонетический ряд 496.


    ШЭ. Навес, палатка. Объединение земляных стен 口 и тростниковой крыши (Уроки 74 и 78). Современная форма иероглифа, скорее всего, образовалась от 舌 (Ур. 102 С) ключ 135, под которым он и значится в Хан-си. Однако здесь не осталось никакой связи с древним иероглифом. 舌 образует иероглиф 捨 – расставаться, отвергать.

    ЮЙ. Я, сам. Если сравнивать с предыдущим иероглифом, то можно заметить, что здесь элемент 口 заменен элементом 八 (разделять, различать). По китайской традиции, каждый, кто входит в дом (помещение) 舍, должен 八обозначить свое присутствие, сообщив, кто он такой и зачем пришел. Иначе, человек, тихо вошедший, будет вызывать подозрения. Фонетический ряд 319. Этот иероглиф присутствует как фонетик в следующем иероглифе:

    ЧА. Чай. Современные писцы и каллиграфы исказили древнюю форму записи иероглифа, убрав верхнюю горизонтальную черту. Фонетический ряд 507.


    ХОЙ. Собираться вместе, встречаться. На примере древнего написания иероглифа можно проследить этимологию: собирать 合 множество, которое здесь представлено в виде 彡 три. Фонетический ряд 736. Трактовку современного написания см. Урок 40 D.

    ЦЯНЬ. Встреча, вместе. Образован от собирать, 人人 несколько человек, 口口 несколько ртов. Хорошо известный факт, что толпа китайцев не может поддерживать тишину. Фонетический ряд 726.

    ЮЙ. Небольшая лодка, простая баржа. Соединение нескольких досок формирует элемент 舟 лодка; подниматься вверх по реке 巜 (Ур.2 D). Стоит отметить, что 月 это видоизмененная 舟 лодка. Также следует помнить, что граверы часто заменяли элемент 巜 на 刂, который ошибочно воспринимается как ключ 18 (Ур.52). Фонетический ряд 501.

    ЛУНЬ. Собирать документы (Ур. 156), чтобы сравнивать, планировать и обрабатывать их. Фонетический ряд 380.

    ЯО. Несмотря на то, что этот иероглиф очень похож на предыдущий, у него другое происхождение. Значение иероглифа «флейта», «флейта Пана»: соединение нескольких бамбуковых трубочек, отверстия 口 которых расположены в ряд, и все вместе дающее звук, аккорд, гармонию. Это ключ 214, относящийся к дудочкам и подобным музыкальным инструментам. Фонетический ряд 835.

    ЛИН 令, декрет, указ, дополненный иероглифом 口 рот, что в результате дает иероглиф 命 МИН, приказ. Разница между 令 и 命 (и тот, и тот - приказ) в том, что 卩 печать закрепляет приказ на бумаге, в письменном виде, тогда как 令 приказ отдается 口 устно. В философском контексте 命 означает приказ, Слово, посредством которого Небеса дают человеку жизнь и определяют его судьбу. Очень хорошо иллюстрируют это значение 2 древних формы этого иероглифа:
    1. 口 уста Небес устанавливают судьбу человека в пространстве между 二 Небом и землей (Ур.2 D).
    2. сотворение судьбы человека 人.
    Фонетический ряд 135.

    Стоит отметить, что в современном написании может быть с легкостью заменено на 入, 八 или 人. В Хан-си иероглиф 兪 значится под ключом №11 入, а 余, 侖 – под ключом 人. Однако присутствие горизонтальной черты графемы в этих иероглифах, бесспорно, указывает на истинное происхождение иероглифов.


    Второй ряд: 今

    – этот иероглиф стоит особо выделить среди производных от , поскольку он участвует в образовании многих других важных производных.

    ЧИНЬ. Текущий, настоящий момент, понятие действительности, присутствия. В композиции иероглифа присутствует некая тавтология: объединение, контакт. Также последний элемент часто пишется в зеркальном отражении . См. Урок 19 Е. Фонетический ряд 17.

    ХАНЬ, ХЭНЬ. Держать во рту: иметь в настоящий момент 今 что-то во рту 口. Значение иероглифа Чжуань-чжу – содержать, закрывать. Фонетический ряд 272. Следует отличать иероглиф 含 от 吟 yin, бормотать, который состоит из таких же элементов.

    ДАНЬ. Жаждать, страстно желать. Это чувство возникает, когда человек в данную минуту 今 находится в присутствии драгоценности 貝.

    НЭН. Вспоминать, снова думать о чем-либо: сделать что-либо 今 присутствующим сейчас в сердце, душе 心. Производные значения: говорить, излагать, читать. Эти действия призваны оживить в настоящем образ вещи, которая осталась в прошлом. Фонетический ряд 385.

    ИНЬ. 酉 вино, 今 новый. Эти элементы образуют новый иероглиф.
    ИНЬ. Пить, поливать. Сейчас этот иероглиф пишется как 飲, где присутствуют элементы 欠 желать и 食 еда. В древности было 3 разных иероглифа:

    1. ИНЬ. Принимать воду 水 в чьем-то присутствии今 – пить.
    2. ИНЬ. Принимать пищу 食 в чьем-то присутствии 今 – есть.
    3. ИНЬ. 欠 Желать 酉 вина – пить.
    Первый иероглиф, правильный, со временем устарел и вышел из оборота. А из второго и третьего иероглифов было взято по элементу – так появился совсем не очевидный по трактовке иероглиф 飲.


    ИНЬ. Пасмурная погода. Буквально: сейчас 今 облака 云 (Ур. 93 A). В дуалистической концепции Yin (Инь) обозначает низменные процессы и явления (темные, мрачные) и является противоположностью ЯН высшим процессам и явлениям (светлым, ярким). Сейчас Инь и Ян записываются соответственно: 陰 и 陽. Дословно 陰: тенистый северный 阝 водораздел (речной бассейн) долины. 陽 – солнечный южный 阝 водораздел (речной бассейн).

    ЧЭНЬ. Острый 山 горный пик (Ур.80). Это фонетическая конструкция.

    ЦИНЬ

    ЦИНЬ


    Третий ряд: 金

    ЦЗИНЬ. Металл. Согласно китайской геологии, металлы зарождаются в земле. Отсюда и этимология иероглифа: в недрах земли 土 лежат 2 золотых самородка. 今 выступает в роли фонетика. Нижняя черта 今 слилась с верхней чертой 土 и иногда эта пара изображается в зеркальном отражении (см. K выше). Такая интерпретация иероглифа была дана Li-ssu. Более древнее написание иероглифа включало в себя 4 золотых самородка, горизонтальные черты, обозначающие слои залегания этих самородков и крышу (крышку), которая говорила о том, что все перечисленные элементы находятся под землей. 金 – это ключ 167, относящийся к ряду иероглифов, описывающих металлы и их использование.

    Урок 15

    Графема 入 и производные от нее иероглифы:

    ЦЗЮЙ. Входить, вводить, проникать внутрь. Иероглиф представляет собой изображение корней растения, входящих в землю. Вертикальная линия представляет само растение, а две нисходящие черты – корни. Иероглиф 入 - противоположность иероглифу 出 выходить, который представляет собой растение, растущее вверх. 入 – ключ №11.

    ЧУАНЬ. Завершенный, целый, совершенный. Специалисты по этимологии дают 2 различных интерпретации этого иероглифа: Древняя интерпретация: работа 工 упорядочена , завершена, совершена. Согласно этой трактовке, 仝 образован от (Ур.14), а не от 入. Считается, что нижняя черта совмещена с верхней чертой工. Современная интерпретация: 王 чистый нефрит, совершенный; 入 – сокращение от , используемый здесь в качестве фонетика. Фонетический ряд 192.

    НЭЙ. Входить, внутренний, в. См. 冂, снаружи, Ур. 34 А. Фонетический ряд 74. От 内 происходят: О. На. Говорить с придыханием, шептать, как будто бы что-то находилось 内 внутри чьего-либо 口 рта. Современная форма 冏 образует следующие два иероглифа:

    ЮЙ. Вторгаться в 冏, прокалывать 矛 острым предметом. Фонетический ряд 720. СИ. Ласточка. Птица 隹, которая устраивает свои гнезда в 冏 жилищах людей; 屮 (а не 山, как может показаться из современного шрифта) обозначает голову (Ур. 78А). Однако наиболее вероятно, что 屮 обозначает траву, из которой ласточки строят свои гнезда. Фонетический ряд 840.


    Следующий иероглиф произошел от 内, а не от 冏. Он образован комбинацией и частичным смешением 言 и 内. Рот 口 в нижней части иероглифа относится к 言 (Ур. 73 С).

    ШАН. Советовать, консультировать, обсуждать. Выражать 言 свои 冏 внутренние чувства. В древнем написании этого иероглифа было добавлено два 日 дня, которые указывают на то, что 商量 совещание старейшин, вероятно, занимало время в течение одной ночи между двух дней. В смысле торговли этот иероглиф может комбинироваться с 貝 (Ур. 161, каури, древние деньги), неотъемлемыми частями торговли были переговоры 商 и деньги 貝.

    В современном написании入 трансформировался в 亠 в верхней части 亡 (Ур. 10 Е), , (Ур. 76 В); и в 冖 в …. (Ур. 18 О). Удвоенное 入 присутствует в иероглифе 兩 (Ур. 35 H, I).

    Урок 16

    О графеме 衣:

    И. Одежда, покрытие, плащ. Графема символизирует общие очертания одежды. Верхняя часть символизирует верхнюю одежду с рукавами. Низ – развевающиеся полы одежды. Это ключ №145, относящийся к обширной группе иероглифов, связанных с одеждой. Фонетические конструкции здесь не так важны. Следует отметить современное принятое написание (сравните его с 示 ключом №113, Ур.3 D)

    Примечание.

    В составе иероглифа 衣 занимает следующие положения:
    1. в левой части иероглифа графема 衣 имеет форму 衤.
    2. в верхней части иероглифа графема в большинстве случаев остается без изменений
    3. иногда разделяется на две части: 亠 в верхней части иероглифа и в нижней части. Между ними, как правило, располагается фонетик. Такие иероглифы не относятся к ключу №8 亠: - это признак того, что этот иероглиф относится к ключу №145, а не к №8.
    4. в некоторых иероглифах из-за смешения графем верхняя часть 衣 довольно сильно видоизменяется в современных начертаниях. Нижняя часть тоже подвергается трансформации, например, в иероглифе 卒 (Ур. 16 M)
    Примеры этих четырех положений:

    Отметим следующие важные производные:

    ЧУ. Начало. Нож 刀 и одежды 衣. Вырезание – это первое, что приходится делать при пошиве одежды.

    НАЙ. Оплакивать, стенать. Вытье 口 плакальщиц, одетых в траурные 衣 одежды.

    ШУАЙ. СО. Соломенная накидка от дождя (см. Ур. 116). Сегодня этот иероглиф имеет форму 蓑. Современное значение дряхлеть, чахнуть, обозначаются иероглифом … - истощенность от малярии, медленное увядание, вызванное болотной лихорадкой: 疒 болезнь стран с 衰 дождливым климатом. Фонетический ряд 563.

    ЧЖУН. То, что под одеждой: 衣 одежда, 中 внутри. В более широком смысле иероглиф приобретает значение внутренний мир человека, состояние души.

    ГУНЬ. Официальная 公 одежда 衣Императора, украшенная изображениями драконов. См. 公 Урок 18 С. Следует отметить 袞 современную форму написания этого иероглифа. Следующие два иероглифа следует отличать друг от друга, хотя они и имеют сходные черты.

    ЛИ. Внутренняя сторона, подкладка одежды. В более широком смысле – интерьер, внутренность. 裡 – синоним. См. Урок 149 D.

    КО. Связывать, перевязывать. Обратите внимание, что иероглиф 裸 ЛО, обнаженный, состоит из аналогичных элементов, однако не является ни омофоном, ни синонимом. См. 果 Урок 120 F.

    СЯН. Снимать 衣 одежду, чтобы работать сообща, помочь другим. См. (Урок 72 H) ключ НАН. Фонетический ряд 831.

    ХУАЙ. Туго затягивать на себе одежду, прятать за пазуху. См. (Урок 100 C) фонетик ТАЙ. Фонетический ряд 820.

    БЯО. Внешняя сторона одежды (сравните с G). Первые одежды 衣 были сшиты из шкур диких животных и носились мехом 毛 наружу. См. 毛 Урок 100, фонетический ряд 389.

    ЮАНЬ. Длинная одежда.

    ХУАНЬ. Робкий. См. 目 Ур. 158. Фонетический ряд 734.


    ЦЗУ. Солдат, сопровождающий, спутник. Одежда 衣, отмеченная специальным знаком?. Старинная форма китайских солдат представляла собой обычную одежду с особым опознавательным знаком. В широком смысле иероглиф приобретает значение человек, который носит форму, солдат, спутник, а также внезапный, неожиданный случай, конец, смерть: солдаты постоянно подвергаются неожиданным опасностям в борьбе с врагами и дикими зверями. Стоит отметить различия в двух современных формах написания этого иероглифа. Фонетический ряд 403.

    Урок 17

    В уроке речь пойдет о графеме 冫 и ее производных, а в Приложении будут рассмотрены несколько иероглифов, которые, казалось бы, произошли от 冫, однако на самом деле это не так.

    БИН. Замерзать, лед. Графема изображает фрагмент ледяного узора на воде, когда та замерзает. Это ключ №15, относящийся к холоду, замерзанию и льду. От него образуются:

    БИН. Лёд. Кристаллизованная 冫 вода 水. Писцы часто используют 氷 - не общепринятый вариант написания. Не следует путать с 永 (Ур. 125 D).

    Е. Смешивать металлы (переплавка), кристаллизация 冫 расплавленных металлов. См. 台 в Ур. 85 Е.

    ДЯО. Замерзающий, тающий, умирающий. См. 周 Ур. 109 С.

    Этот знак пережил множество модификаций с течением веков. Его истинное звучание – ПХИН. Он означает 馬 лошадь, спящую 冫 на льду – нервозность, тревога. Он формирует производный омофон: ПИН. 馮 Беспокойство 心 сердца.

    Теперь первый из этих двух иероглифов используется как сокращение к фамилии ФЭН. Второй – постепенно вышел из употребления в своем оригинальном виде и был заменен на 凭 ПИН – доказательство, свидетельство, полагаться на кого/что-либо. Позже писцы частично вернулись к старому написанию, в результате чего появился новый иероглиф ПИН, доказательство.

    ДУН. Зима. Он образует 終 ЧУН, конец, предел.

    Перед тем как анализировать эти иероглифы, необходимо более детально рассмотреть графему 夂.

    ЧЖУН. Представляет собой изображение мотка веревки или нити, свободный конец, которого зафиксирован перетяжкой, чтобы моток не размотался. Отсюда 2 понятия, которые олицетворяет этот иероглиф: конец и закрепление, фиксация. Сравните с Уроком 83 B. Этот иероглиф в современном написании нужно отличать от 34, 35, 36 и 66 ключей. Теперь продолжим.

    ДУН. Зима: 冫 замерзший 夂 конец года. Древнее написание иероглифа символизировало 夂 увядание солнечной 日 активности. Однако 夂 должен еще интерпретироваться как

    ЛАО. Загон: 牛 овцы в夂 замкнутом пространстве. В современном написании 夂 заменилось на 宀.


    Приложение.

    В следующих иероглифах - особая графема, которая не имеет ничего общего с 冫. Ее значения – ремни, стяжки (в G, H, I, J) и чешуя, наслоение (в K).

    ЖУ. ЖОУ. Мясо, плоть. Полосы сушеного мяса перевязываются в большую 勹 связку (Ур. 54). В древности китайцы использовали в пищу сушеное подсоленное мясо, без копчения. Это ключ №130 относящийся к иероглифам со значениями близкими к мясу и еде. Стоит отметить производную

    ЦЗУ. Жертвенный стол с мясом, приготовленным для жертвоприношения. См. Урок 20 D. Хан-си некорректно классифицирует этот иероглиф под ключом №9 人.


    ЦЯО. Верхняя губа. плоть надо 口 ртом. Отсюда происходить фонетический комплекс

    ЦЯО. Ограничивать 卩 чьи-либо желания. См. Урок 55 B. Этот иероглиф сейчас пишется так: 却 и значит лицензия.


    ТЯНЬ. Подбородок. плоть подо 一 ртом (линия между сжатыми губами). Круг символизирует ямочку на подбородке. См. Урок 41 B.

    СИ. Пласты мяса, плоти , сушащиеся или уже высушенные на солнце 日. Значение: раньше, прежде, давным-давно, древний. Высушенное мясо старее, чем свежее мясо. Вторая древняя форма иероглифа напоминает (Ур. 103 С), однако, это не так. Она формирует фонетический комплекс:

    ЦЗИ. Поле, вспаханное Императором. Удел. Собственность. Фонетический ряд 770.


    ЮЙ. Рыба. (см. Ур. 142 A). Здесь обозначает чешую. Заостренная голова, чешуйчатое тело и хвост, представленный элементом 火 (Ур. 126 C), вместе составляют рыбу. Общепринято современное написание иероглифа. Это ключ №195, входящий в состав иероглифов, относящихся к названиям и частям тела рыб.

    ЦЗЯО. Рог (см. Урок 142 B). Этот иероглиф включает те же элементы, что и предыдущий, кроме хвоста 火. Поскольку иероглиф рог внешне напоминает иероглиф рыба, то можно предположить, что графема изображает здесь прослойки, наслоения костной ткани рога.

    Урок 18

    О графеме 八 и ее производной 小.

    Первая серия: 八

    БА. Изначально передает смысл делить, разделять. Отображает идею деления на две части, разделение. Сегодня этот иероглиф означает число 8, оно делится надвое без остатка (отметим, что число 4, квадрат, в китайском представлении олицетворяет целостность, единение). Это ключ №12, фонетический ряд 8. В составных иероглифах 八, изображаемая в верхней части знака, иногда сокращается до двух точек в современном письме. Большинство иероглифов, содержащих 八 в нижней части, такие как 共, 兵, 具, 其, 典 в действительности имеют другое происхождение. Отметим следующие производные:

    ФЭНЬ. Делить, разделять, отделять. 刀 нож (Ур.52), который 八 разделяет. Фонетический ряд 58. От этого иероглифа происходит

    ПИНЬ. Бедность, нищета, финансовые затруднения. Это то, к чему ведет 分 разделение 貝 имущества, богатства. 貝 (морская раковина) служили в древности деньгами (Ур.161). Сама за себя говорит древняя форма написания иероглифа. Имущество равномерно распределялось между всеми наследниками, а китайские семьи были очень большими, что приводило к общему снижению благосостояния каждого члена семьи.


    ГУН. Общее. Деление и распределение личного имущества. В широком смысле - справедливость, подразумевающая равное отношение ко всем. В то время как иероглиф 義 (Ур.71Q), тоже справедливость, но в значении любезного, порядочного отношения. Фонетический ряд 68, образует фонетические конструкции

    СУН. Сосна. Фонетический ряд 394.

    ВЭН. Волосы или перья на шее. Современное значение: престарелый человек, господин. Иероглифы 公 и 翁 были выбраны для передачи вежливого, почтенного отношения к человеку в соответствии с древними традициями. Фонетический ряд 581. См. также Урок 16 F.


    БАНЬ. Делить надвое по середине, поровну; половина. Происхождение: 八 разделение туши 牛 быка на две части по всей длине, как это делают мясники. Фонетический ряд 144. Хан-си классифицирует этот иероглиф под ключом 十, что не является этимологически правильным.

    ЯНЬ. Овраги на горных склонах. Разделение 八 и перенаправление течения 口 вод. Фонетический ряд 169. Стоит отметить фонетическую конструкцию 船, лодка, не путать с 般 (Ур. 66 B). См. также 兌 Урок 29 D.

    ГУ. Глубокая впадина, ущелье, стремительный поток. Это ключ №150 , фонетический ряд 284. Не путать с 谷 ЦЯО, верхняя губа, (Урок 17 H). В современном написании они неотличимы. Этот иероглиф образует

    ЖУН. ЮН. Содержать что-либо в себе, закрывать. Происходит от 宀 накрывать и 谷 впадина. Чжуань-чжу дает значения терпеть, переносить, усмирять кого-либо. Также имеет значение маска - лицо, которое 宀 скрывает 谷 глубины души, сердца. Фонетический ряд 542.

    СЮНЬ. Быстрый поток, овраг. См. Урок 118 D.


    ЦЗЯНЬ. Границы, пределы. Линии, которые 八 разделяют 人 людей. Фонетический ряд 42.

    БИ. Несомненно, безусловно. Стрела 弋, которая 八 делит, разрешает сомнение, затруднительное положение. Судя по всему, это было восклицание, указывающее на четкий приказ. Есть также множество других производных значений. Кан-си классифицирует этот иероглиф под ключом 心. Однако теперь, зная происхождение этого иероглифа, ясно, что это не совсем корректный выбор ключа. Фонетический ряд 148. Образует фонетическую конструкцию

    МИ. Тихое 冖 убежище (Ур. 36), закрытый, спокойный, тихий. Фонетический ряд 383. От него происходит

    МИ. Грот, пещера, таинственный, мистический. См. Урок 80.


    Вторая серия: 小.

    СЯО. Маленький, пустяковый, средний. Эта идея выражена через 八 разделение предмета 丨 небольшого размера. Это ключ №42. От него образуется

    ЦЗЯНЬ. Указывать, острый. 大 большой предмет (Урок 60) становится на верхушке 小 маленьким.

    СЯО. Быть как отец, не вырождаться, не ухудшаться. Маленькая 小 плоть 肉, отпрыск, подобный большой плоти, чьему-либо родителю. 不肖 дегенерировать. Фонетический ряд 277. В современном письме создается ложное впечатление, что некоторые производные от 肏, например, 屑, произошли от 肖. Как правило, виновниками подобных заблуждений являются писцы.

    СО. Маленький 小 предмет, не больше, чем каури 貝 (Урок 161), использовавшиеся в древности в качестве денег. Фонетический ряд 566.

    СИ. Щель, трещина, настолько маленькая 小 小, что позволяет проникать через нее тонкому лучу 白 света (Урок 88). Заметьте, что верхняя откидная влево у 白 слилась с 小. Сегодня этот иероглиф заменен иероглифом 隙.

    МУ. Полосатый. Этот иероглиф образован от предыдущего. 小 из верхней части иероглифа исчезло и заменилось на 彡, полосы, в нижней части иероглифа (Урок 62 A). От него происходит иероглиф 穆 МУ, дословно, колыхание злаков; в Чжуань-чжу имеет значения грация, прелесть, мягкость.


    ШАО. Мало, немного, без. Этот иероглиф образуется от графемы 丿, подчеркивающей, что объект 小 маленький. См. Урок 7 А. Фонетический ряд 80. От него образуется

    ША. Нанос, гравий или песок, остающийся на берегу после убывания 少 воды 水. Фонетический ряд 302. От него образуется

    МЯО. Сощурить глаза, или зажмурить, уменьшить 少, один глаз 目, чтобы лучше рассмотреть предмет. В широком смысле иероглиф может означать смущенный.


    ЦЗЯО. Происходит от 小, а не от 少. Воробей. Буквально маленькая 小 птичка 隹, которая живет рядом с человеком. В широком смысле – маленькая птичка. Надо отметить, что 丿, ассоциирующаяся с 少, на самом деле относится к 隹. Аналогично в случае с иероглифом 寉 (宀 隹 Урок 34 F). 雀 образует следующие конструкции, в которых 小 трансформируется практически до неузнаваемости в современном написании

    ЦЗЯНЬ. Отрезать, обрезать. См. Урок 71 F. Не путать с иероглифами, образованными от 才 – Урок 96 B.

    СИН. 省 - См. Урок 158 D.


    Приложение

    Следующие иероглифы не имеют происхождения ни от 小, ни от 少:
    • 糸 – Урок 92A
    • 歩, 歳 – Урок 112 G, L.
    • 京 – Урок 75 С
    • 示 – Урок 3 D
    • 原 – Урок 59 C
    Далее – иероглифы, которые произошли от 八, а не от 小:

    ЭР. Конечный пункт, конец, аналог «вот и всё», «дело сделано». На исходе фразы, человек 入 втягивает воздух в легкие, а затем 丨 полученный запас дыхания 八 выдыхается. Сегодня этот иероглиф используется как личное местоимение ты, вы. Для этого же значения используется и современная конструкция 你.

    Урок 19

    Речь пойдет о двух сериях: 乃 и 及

    Первая серия: 乃.

    НАЙ. Графема, изображающая затрудненное дыхание, а в широком смысле – любое затруднение, проблему. Изображен закрученный поток воздуха, ищущий выход наружу из трубы, тоннеля. Также означает сигнал, крик. Этот иероглиф, а точнее, звук, который записывается с помощью乃, является примером иероглифов, не столько отображающих свое значение, сколько восклицание, чтобы слушатель понял, как то, что говорящий собирается произнести соотносится с тем, что он уже сказал. Фонетический ряд 7. На самом деле 乃 не образует серии иероглифов. Среди его производных можно перечислить:
    1. 乃 используется в 奶 в виде сокращения исходного иероглифа 嬭 НАЙ, молоко.
    2. иероглифы на ЭН, ИН с фонетиком 迺 ЖЭН, для которых 乃 используется в качестве сокращенной формы с незапамятных времен. 迺 означает пронзительный крик птицы, сидящей на своем гнезде (аналогичное значение крик и у 乃). См. 西 Урок 41 D. Сегодня 乃 и 迺 оба читаются как НАЙ и взаимозаменяемы. По сути, 乃 не более чем графический элемент, сокращение, используемое в иероглифах, которые на самом деле от него не происходят.

    Далее рассмотрим конструкцию: графема 乃, соединенная с 夂 чжи (Ур. 31 B).

    ИН. Отметим слияние 丿 из 夂 с 丿 от 乃. Означает успех, счастливое событие. Благополучно 夂 выбраться из 乃 затруднений. Этот иероглиф входит в сочетание с 皿, блюдо (Ур. 157) и образует

    ИН. Изобилие, насыщенность, которая появляется благодаря прибывшему подкреплению, чтобы пополнить запасами продовольствия 皿 чье-либо хранилище (также корабль, судно)

    Еще одна производная от乃:

    ЮНЬ. Вынашивать ребенка. 乃 изображает лоно (матку), окружающую 子 эмбрион (Ур. 94 A).

    Замечание.
    朶 из Урока 22 C и 秀 из Урока 23 B на самом деле не имеют ничего общего с乃.

    Вторая серия:

    ЦЗИ. Настигать, хватать, схватывать. Рука , хватающая 人 человека. Не имеет отношения к 乃. Фонетический ряд 40. Отметим следующие конструкции:

    ЦЗИ. 心 Душевные 及 переживания, а также вытекающие отсюда значения спешка, рвение, нетерпение, ненависть. Стоит обратить внимание на то, как старая форма 及 сохранила свои очертания в современном написании иероглифа.

    Замечание.
    及 имеет другие формы написания, вышедшие теперь из употребления. Однако их и сегодня можно различить в других иероглифах. Вот эти формы 及:

    Например, их можно встретить в

    ЦЗИНЬ. Урок 14 K

    ШИ. Урок 34 D

    Урок 20

    О графеме 几 и ее производной 且, формирующих важные конструкции.

    Первая серия: 几

    ЦЗИ. Сиденье, стул. Это ключ №16. Фонетический ряд 4. Его производные

    ЧУ. Остановится где-либо, гостить, место. Найти 夂 сиденье 几, место для отдыха. В современном написании 虍 ХУ упрощенный фонетик. Сравните с 凥 Ур. 32 С.

    ПИН. Садиться. Опереться 任 о подставку, тумбу 几. В широком смысле – моральная помощь, доказательство, подтверждение. Этот иероглиф сегодня пишется как 憑 или 凴 – Урок 17 E.

    Примечание.
    几 выступает в качестве общепринятого сокращения более сложных фонетиков, например, в 飢, упрощенной форме иероглифа ЦЗИ 饑, голод.

    Вторая серия: 且

    ЦЕ. Раньше читалась как ЦЗУ или ЧУ. Представляет собой небольшую квадратную тумбу, стенд, с двумя полками. Мебель такого вида, широко распространенная в Китае, использовалась раньше в качестве стола для жертвоприношений. Нижняя черта 一 символизирует землю. См. 俎 Урок 17 G., обратите внимание на выразительную современную форму этого иероглифа (且 подставка и 肉 мясо на ней).

    ЧЖУ. Помогать, помочь. Прилагать свои силы на благо других. Странным образом (в основном, благодаря граверам), этот иероглиф часто ошибочно принимают за конструкцию с ключом №109, 目 (глаз) и 力 (сила). Фонетический ряд 264.

    ЧА. Имя собственное. Цзя-цзе: исследовать, искать. Фонетический ряд 420. См. замечание ниже.

    ЧЖА. Имя собственное. Фонетический ряд 589. См. замечание ниже.

    Замечание.
    Граверы иногда вырезали предыдущие два иероглифа, F и G, как показано здесь, что заставляло ошибочно принимать их за производные от 旦 (Урок 143 B).


  • Основные разделы :: | Главная | Про меня | Увлечения | Гостевая | Ссылки |
    Интересные подразделы :: | Фотоальбом | Дзен-гитара | Каллиграфия | Татуировка | Гравюры | Буддизм |
    Примечания к сайту :: | О сайте | Карта сайта | Подписка на новости сайта | Архив новостей сайта |

    При использовании материалов сайта, ссылка на него обязательна.
    © 2002 - 2014, Рахманов Олег, R171282@gmail.com, vKontakte, Livejournal
    Рейтинг Эзотерических ресурсов