>>> english (on-line translation)

[ Увлечения / Китай / Этимология китайских иероглифов (Л.Вигер) ]

Этимология китайских иероглифов:

  • Уроки 1 - 10
  • Уроки 11 - 20
  • Уроки 21 - 30

    Урок 1

    Перевод Ахметсафина А.Н.
    О графеме 一 , простая черта
    И. представляет единство, начало исчисления; 爲記數之始。 Изображение изначального единства, начало всего сущего; 惟初太始,道立於 一,造分天地,化成萬物 。一也者,萬物之本也。 一 является первым ключом в словаре Кан Си. В композиции, как утверждает Шо Вэнь 一 чаще является обобщающим знаком; 凡从一之字,多指事。 Эти различные символичные значения могут быть сведены в четыре принципиальные категории.

    ___________________________________

    Во-первых, в тех случаях, когда записывается сверху, 一 представляет или небо, или крышу, или любое покрытие. Например:
    ЮЙ. Дождь. Капли воды падающие из 冂 облака подвешенного к 一 небу; 丨обозначает вертикальное падение; 一像天。冂像雲。水从雲下也。雨 является 173 ключом в словаре Кан Си.
    ТЯНЬ. Небеса, необъятно 一 широкое пространство над 大 человеком, наивысшее из вещей; 天顚也,至高無上,从一大會意。按大猶人也。天在人上,仰首見之。一指事。Заметим, что大(Ур.60) здесь значит человек, а не великий; поэтому 一大 не переводится единственно великий. Производная идея, как разъясняют все комментаторы, состоит в физическом или моральном превосходстве. В 春秋 Чунь Цю говорится: 天之言鎭也。居高理下,爲人經緯。故其字一大以鎭之也。Располагаясь выше его, небеса правят человеком… Согласно этому фундаментальному замечанию, все что выше, говорится в 爾雅 Эр Я, является 天 для низшего; 天君也。凡至尊重者皆是。故臣於君,子於父,妻於夫,皆曰天。Композиции с 天 см. в Уроке 60С.
    МО. Ветвящиеся прутья, 一 верхушка 木 дерева; 木上曰末。从木,一在其上。指事。Фонетическая серия 138.

    _________________________________________

    Во-вторых, находясь в композиции ниже, 一 представляет собой основание, базу или любую поддержку. Например:
    ДАНЬ. Рассвет, начинающийся день. Солнце 日над линией 一 горизонта; 明也。从日見一上。一地也。Фонетическая серия 162.
    ЛИ. Стоять, устанавливаться. Человек 大 (Ур.60), стоящий на земле. Этот иероглиф противоположен 天, см. выше С. 从大立一之上,會意。大人也,一地也,指事。 Это форма 117 ключа в словаре Кан Си. Фонетическая серия 134.
    БЭНЬ. Ствол дерева. Часть дерева 木 над 一 землей. Этот иероглиф противоположен 末 , см. выше D. 木下曰本。从木,一在其下,指事。 Фонетическая серия 147.

    ___________________________________________

    В- третьих, 一  представляет барьер, препятствие. Например:
    ШУАНЬ. Штырь 一используемый как задвижка в воротах 門.
    ЦЯО. Затруднение дыхания, стиснутость; 气欲舒出,上礙於一也。按可像气形,一指事。Линия изогнутая вверх представляет собой дыхание пытающееся выйти наружу, но испытывает препятствие в виде поперечного барьера. См. Ур.58. Фонетическая серия 3.

    ____________________________________________

    В-четвертых,- представляет нечто содержимое. Например:
    СЮЭ. Кровь. 皿 сосуд содержажий 一 нечто. Этот иероглиф исходно означал жертвенную кровь при жертвоприношениях; 从皿,一指事。祭所薦牲血也。 См. издание 詩經 Легга Часть II, Кн.VI, Ода VI, 5, 取其血膋。箋血以告殺也。 Современное значение кровь является производным, чжуань чжу. См. Урок 157. Это форма является 143 ключом у Кан Си. Фонетическая серия 208.

    _____________________________________________

    Урок 2

    Об иероглифе 二, двух чертах и некоторых производных.
    ЭР. Два. Число земли, так как она образует пару с небом. Число двух принципов Инь и Ян. 地之數也。陰陽之數也。Является 7-м ключом у Кан Си. В композиции 二 применяется в трех различных вариантах.

    ______________________________________________

    Во-первых, 二 обозначает два. Например:
    ЖЭНЬ. Фундаментальное достоинство в Конфунцианстве, который Шо Вэнь обозначает так: 親也。从人,从二,會意。相親謂之仁,любить друг друга. Благосклонность, которая должна связывать каждого 亻человека с его 二 ближним. 二 два, взаимный, сопряженный. Из 仁 есть производное
    НИН. Уговоры, лесть; 巧諂也; это 仁 женщины 女.

    ______________________________________________

    Во-вторых, 二 представляет два предела, две крайности. Например:
    ЦЗИ. Деятельность, выработка навыков, борьба за жизнь. Человек 人, который действует, который борется со своим 口ртом и своей рукой 又, между 二небом и землей, за свое место; 从人, 从口,从又,會意。 从二,天地也,指事。。 。人生天地間,手口並作 敏疾成事也。Фонетическая серия 325.
    ГЭНЬ или ГЭН. Идея прохода, пересечения,  длительность между двумя сроками. Представлена лодкой 舟, проходящей 二от одного берега к другому; 从二,从舟,會意,兼指事。二者上下厓岸也。См. 舟Ур.66. В современном написании 亘(Ур.76H) часто ошибочно используется вместо 亙. Обратите внимание на
    ХЭН. Постоянство, настойчивость. Сердце 忄(воля) пересекающая от начала до конца, подобно 舟лодке движущейся от 二одного берега к другому; моральное путешествие продолжается только до одной досягаемой гавани. Хорошо найденное сравнение. 常也。从心,从舟,在二之間,上下一,必似舟旋航也。

    ______________________________________________

    G В-третьих, 二является старой формой 上шан- верх; а перевернутый 二является старой формой 下ся- низ; см. Урок 5 где это замечание напоминается. Есть этому и еще много приложений; см. на пример- 示Ур.3D, 元Ур.29H и т.д. 上иногда упрощается в одну черту в 吏–Ур.43N, 票- Ур.50 О и т.д.

    Урок 3

    О 三трех строках и их производных.
    САНЬ. Три; 天地人之數也。Число неба, земли и человека; 三才сань цай- три Силы. Отсюда
    ВАН. Царь. 古之造文者,三畫而連其 中,謂之王。三者,天 地人也,而參通之者,王 也。孔子曰,一貫三爲王。Согласно древним, 王царь- это такой человек 丨, который объединяет вместе небо, землю и человечество. См. Ур. 83С. Фонетическая серия 87.
    三представляет границы, пределы в
    ЦЗЯН. Межи. Границы 三, которые разделяют и ограничивают два поля 田; 从畕,三其界畫也。Фонетическая серия 87.
    三выпрямленное 小, формирует часть в

    ШИ. Ниспадающий поток с небес; благоприятные и неблагоприятные знамения, по которым человечество узнавало волю неба; 天垂像,見吉凶 ,所以示人也。Две горизонтальные линии二это старая формаиероглифа上шан, высокий, верхний (Ур.2G); здесь ониобозначают небо; 二,古文上字。Три вертикальные линии 小представляют то, что висит на небе, т.е. солнце, луну и звезды, мутации которых показывают человеку чудесные явления;三垂,日月星也。觀乎天文以察時變,示神事也。Фактическое значение- обучать, является чжуань чжу. 示является формой 113 ключа в иероглифах относящихся к обозначению трансцендентальных явлений. Заметьте 礻-это современная сокращенная форма, которую обычно путают с 衤, сокращенной формой 衣–одежда (Ур.16А).

    Удвоенное 示формирует 祘суань. Полагают, что этот иероглиф изображает примитивные счеты и никакого отношения к 示。См. 算и 筭(Ур. 47 G,F).
    Во всяком случае из 祘получена фонетическая композиция 蒜сюань- чеснок. Чеснок- лучший овощ, говорит Шо Вэнь, тем самым утверждая, что вкусы у китайцев не меняются.

    Урок 4

    О 丶точке.
    ЧЖУ. Точка, знак пунктуации и т.п. Поначалу точка была круглой; теперь она каплевидна, в соответствии со способом письма кистью. Это 3-й ключ Кан Си.
    丶находим в следующих иероглифах:
    ЧЖУ. Нижняя часть представлена лампой, пламя которой : 王像燈,丶像火。Теперь 炷обозначает лампу, а иероглиф 主обозначает (чжуань чжу) принц, хозяин т.к., говорят комментаторы, 者出庶物,萬民所望之意принц возвышается над множеством и видит всё как пламя возвышается и освещает лампу. Фонетическая серия 115.
    ДАНЬ. Киноварь. Предполагают, что точка 丶представляет красный минерал, а 井шахту где его добывают; 採丹井。丶像丹形。Древние иероглифы предполагают отличную интерпретацию. Они представляют тигель даосских алхимиков с киноварью . Соединение и разложение её было основой их практики. См. урок 115D. Фонетическая серия 83. Сравните - урок 14T. В двух старых иероглифах匕(урок 30 D) выражают превращение смертного человека в бессмертный дух, что подразумевает丹алхимию и 卜гадание (урок 56А).
    D N.B. В современном написании многие иероглифы, например亠衣言辛надписываются 丶точкой, заменяющей элементы которые весьма отличаются в древнем написании. То же касается точки введенной внутрь иероглифов, например丸小心. Тому причиной кисть для письма. Отметьте 8-й ключ 亠, который является искаженной формой 入11-го ключа.
     

    Урок 5

    Мы видели (уроки 1 и 2) 一используемой в значении горизонтальной линии. Из этого допущения выводятся следующие иероглифы:
    ШАН. Вверх, над, верхний, возвышаться. Знак 丨располагается выше основной линии 一, обозначая над неким уровнем; 从一,从丨,所謂引而上行,指事。Древней формой этого иероглифа было 二(урок 2G), где меньшая верхняя линия применяется как знак относительно более длинной нижней линии. В более поздних формах знак становился всё более и более путанным. В современном написании, 上сохранился в виде древней формы 丄наверху многих иероглифов, например 辛帝旁。Это отличается от 亠, фиктивного 9-го ключа Кан Си. См. урок 4D.
    СЯ. Низ, нисходить, нижний. Линия 丨проведенная ниже основной линии一, обозначая ниже некого уровня; 从丨在一之下,指事。Этот иероглиф ранее был(урок 2G), где короткая нижняя линия используется как знак относительно более длинной верхней линии.

    Урок 6

    О двух графемах 丨и 亅

    Во первых, 丨гунь.
    ГУНЬ. Вертикальная линия, перпендикуляр; 上下通也。指事。Это форма 2-го ключа Кан Си. Формирует множество иероглифов, в которых главным образом имеет символическое значение.
        Представляет ствол дерева МУ. Дерево (урок 119А).
    Представляет стоящего человека в ШЭНЬ. (см.урок 50С).
    Представляет стрелу в мишени в ЧЖУН. Середина, центр (урок 109А).
    Представляет веретено на которое нанизаны два предмета в ЧУАНЬ. См. урок 153В.
      Представляет тетиву лука в ИНЬ. Натягивать лук. См. урок 87А и пр.

    _________________________________________________

    Во-вторых, цзюэ.

    ЦЗЮЭ. Изогнутый удар, крюк. 鉤也。形。Это фиктивный 6-й ключ Кан Си. Шо Вэнь не даёт производных от этой графемы. Однако в современных иероглифах亅появляется очень часто. Поводом для этого факта является то, что кистью для письма проще провести 亅чем 丨. Последовательно:

    1. 亅замещает 丨во многих иероглифах, например: СЯО. См. урок 18H.

    2. 亅произвольно пишется как сокращение различных фигур, например для более длинной линии 又в ЦУНЬ. См. урок 45B.

    Отметим, что перевернутый 亅даёт
    ЦЗЮЭ. Крюк.鉤也,从反亅, который является основой в
      ЮЭ. Алебарда с крюком. См. урок 71L.
       

    Урок 7

    О графеме 丿
    ПЕ. Косая линия справа налево; 右戾也,像。Основная идея- действие, движение. Это фиктивный 4-й ключ Кан Си. Почти всегда современный 丿является сокращением для других знаков, в то время как истинный 丿в современном написании трудно распознать. К примеру:
    ШЭН. Десятая часть бушеля. Составлен из 斗бушель и 丿, которая изображает, что десятая часть его вынута. См. урок 98B.
    МЭЙ. Бровь. Представляет изгиб глазницы; Линии сверху- это волосы; 目- это глаз. Фонетическая серия 463.

    _____________________________________________________

    Перевернутая 丿дает

    ФУ. Косая линия слева направо. 左戻也。从反丿,指事。Эта черта редко используется в древнем письме, теперь часто используется как сокращение.

    丿и乀комбинация которых даёт
    И. Резать ножницами, косить. См. урок 39B.

    Урок 8

    О графеме
    И. Тянуть, тянуться;像,引之形。Входит в различные композиции. Например:
    И. Изогнутая стрела, стрела, удерживаемая нитью для боя птицы. В современном написании крюк превратился в точку; а представляющая нить или действие возврата стрелы, стало 一. Это форма 56-го ключа Кан Си.

    И. Тянуть. См. урок 50F. Фонетическая серия 213. Также в 虒Ти (урок 135G), в 犮Ба (урок 134А), в 系Си (урок 92В), в 爭 Чжэн (урок 49D) где стало 亅в современном написании.

    __________________________________________________

    Перевёрнутая даёт
    И. Тянуть. 从反,指事。Входит в
    ЮЙ. Тянуть, тянуться. См. урок 50G.

    Урок 9

    О графемах 乙И и Я.
    И. Прорастание; представлено семя, которое стремиться прорости; 草木冤曲而出也。像形。Отсюда основная идея движения, усилия. Циклический знак. Отличается от В 於燕字,音意皆別,Это 5-й ключ. Среди его производных обратите внимание на 亂(урок 90В), 戹(129А) и
      ШИ. Позволять 乙выскользнуть из руки 手, терять. См. урок 48В. Фонетическая серия 155.

    ___________________________________________________

    Я. Ласточка. 燕也。Представляет порхающий полёт этой птицы 飛之形. Отличается от формы А; 於甲乙字別。Фонетическая серия 1. Логические совокупности 孔乳(урок 94А и В, и пр.). В современном написании
     

    Я. Ласточка, порхающая птица. См. урок 138.

    ____________________________________________________

    Обратите внимание: писцы часто пишут 乚как сокращение запутанных композиций. В таких случаях это и не 乙И, и не Я, а условный знак. К примеру, 礼для 禮и т.п.
     

    Урок 10

    О графеме , о двух важных композитах с ней- 匸и 亾, и c сериями из них; далее о производных из них 直眞悳, и об обособленной группе.

    ИНЬ. Кривая, закрывать, скрывать; 曲也。像。隱蔽之形。

    ___________________________________________________

    Первая серия: комбинируемая с 一(Урок 1) даётs
    СИ. Сундук, колчан, коробка. 从乚,上有一覆之,指事。Поэтому 一представляет крышку, 乚сундук или вмещающее действие. Это 23-й ключ. Отметим некоторые производные:
    ЛОУ. Закрываться, в ограниченном пространстве; 从匸,从内會意。Как 内в 匸. Формирует композицию в 陋- грубый, уродливый; возможно живущие в 阝пещерах жители гор (урок 86А). Поскольку гравёры часто выбирали часть 乚чтобы освободить место для 阝, этот иероглиф, как может показаться, мог быть получен из 丙(урок 41А), который таковым не является.

    НИ. Скрываться, прятаться; 从匸,从若,會意。若(урок 46G) означает собираться, собирать; совокупное значение- собрать и скрыть в сундуке. Фонетическая серия 639.

    Примечание. Производные Си匸, 23-го ключа, необходимо отличать от ключа Фан 匚, 22-го ключа. В древнем письме эти два ряда были отличны; в современном написании они смешаны вместе (см. урок 51А и Словарь по порядку ключей).

    __________________________________________

    Вторая серия: в комбинации с 入(урок 15) даёт:
    ВАН. Исходное значение- скрыться.从入,从乚,會意。Теперь 入означает входить, а 亾означает вступать в потаённое место. Производные значения- умереть, погибнуть, исчезнуть. Фонетическая серия 35.
    ЦЗА. 从亾,从一,指事。Это 亾плюс 一.Но линия 一, представляющая препятствие как и в (урок 1-I), в Цза означает попытку кого-либо скрыться и быть скрытым. Последующие, современные значения чжуань чжу- внезапно, неожиданно. Фонетическая серия 102. Урок 37G.
    КАЙ. Просить, нищий; 从人,从亾,會意。Бродящий 人человек, который ищет 亾убежище в другой стране, прося милостыню для своего существования. 亾逃之人,求食於他郷也。См. 勹(урок 54А). В старой форме 人и 亾были сопоставлены рядом; Затем 人покрыл 亾. Обратите внимание на причудливые современные формы сокращения этого иероглифа. Он формирует важный композит 曷. См. урок 73А.
    САН. 从哭,从亾。會意。Этимологически, плакать 哭по 亾умершим; похороны. Этот композит- картина типичная для Китая, и который означает: выть в несколько 口ртов, как это делают 犬собаки, по умершему 亾человеку. Значения чжуань чжу- умереть, уничтожить. Обратите внимание на упрощенную нижнюю часть современного иероглифа.

    У. 从林,从大,从卄卄,會意。Множество 卄卄(Урок 24H) 大людей действующих на 林лес, лесоповал, очищать от леса тракт на земле. В старой форме J 亾устанавливает, что древесина исчезла. Отсюда общие абстрактные понятия чжуань чжу- исчезновение, дефект, желать, отрицание. Фонетическая серия 718.

    Примечание. Изучение этого второй серии E F G H I J доказывает с очевидностью, что невозможно понять иероглифы, если следить только за современными формами.

    Третья серия: в комбинации с 十десяткой (урок 24) и 目глазом (урок 158) даёт интересные следующие комбинации:
    ЧЖИ. Совершенно правильный, нисколько не искажённый; 从乚,从十,从目,會意。Глаза, смотрящие на что-то, не обнаруживая никакого изъяна. Фонетическая серия 335. Обратите внимание на правильный способ написания этого иероглифа. Современные гравёры сокращают 乚так, что можно полагать, что он составлен из двух черт . Писцы часто заменяют её на одну простую горизонтальную линию 直и т.п.
    ЧЖЭНЬ. Совершенная истина. 从直,从兀,會意。Нечто установленное на пьедестал, и 直десять глаз не могут найти никакой ошибки в этом… Опора 一была смешана с нижней частью 乚. Совершенная подлинность природы, являющаяся характеристикой Даосского眞人Духа, цель человека- возможность даосского匕преобразования (урок 30D). Даосы заменили十наверху Чжэнь на (сокращение). 从匕,从直,从兀,會意。Это каллиграфическое замечание о 直должно быть также сделано. Фонетическая серия 509.
    ДЭ. 从直,从心,會意。Прямота 直сердца 心. В современном письме 目был повернут, чтобы получить место (урок 158А).乚часто сокращают до маленькой горизонтальной черты.
    Эта форма составляет 德Дэ- моральное 彳поведение (урок 63А) направленное праведным сердцем, справедливостью, достоинством. Другие композиты это:
    ТИН. 从耳,从悳,會意,壬聲。Выправление сердца 悳ученика 壬(урок 81-О) или выслушивать его 耳ухом (урок 146А). Вслушиваться, слышать, быть внимательным, следовать инструкции, повиноваться… 壬Тин является также фонетиком.
      Формирует ТИН- из 广убежища и 聽слышать. Открытый зал используемый для встреч, обучения, официальных провозглашений (урок 59J).
     N.B. СЯО. Не имеет ничего общего с этой серией (см. уроки 12N и 160А).
     

    Copyright © 2003 Arthur Akhmetsafin


  • Основные разделы :: | Главная | Про меня | Увлечения | Гостевая | Ссылки |
    Интересные подразделы :: | Фотоальбом | Дзен-гитара | Каллиграфия | Татуировка | Гравюры | Буддизм |
    Примечания к сайту :: | О сайте | Карта сайта | Подписка на новости сайта | Архив новостей сайта |

    При использовании материалов сайта, ссылка на него обязательна.
    © 2002 - 2014, Рахманов Олег, R171282@gmail.com, vKontakte, Livejournal
    Рейтинг Эзотерических ресурсов