>>> english (on-line translation)

[ Увлечения / Буддизм / Дзен и искусство Каллиграфии ]

Дзен и искусство Каллиграфии:

  • Об авторах
  • Вступление
  • Дзен и определение человеческого характера
  • Дзен и художественная экспрессия
  • Просветленность и техника
  • Mujibo: Дзен-линия
  • Практика Hitsuzendo
  • Мастера каллиграфии

    Практика Hitsuzendo

    "Zen and the art of calligraphy"
    Omori Sogen и Terayama Katsujo
    Перевод с японского John Stevens
    Перевод с английского О.Рахманов, 2004.

    Принадлежности

    Для практики Hitsuzendo лучше использовать листы бумаги большого формата, и, соответственно, кисть большого размера (с длиной ворса около 5 см.). Такие масштабы позволяют практикующему лучше контролировать свое внутреннее состояние и ум, дышать ровно и глубоко. Тушечница (или предмет, ее заменяющий) должна быть достаточно глубокой, чтобы в нее помещалась кисть. Рекомендуется использовать твердую тушь в виде бруска. Разводить ее следует путем растирания бруска о дно тушечницы с добавлением небольшого количества воды, чтобы регулировать густоту и цвет туши. Растирание может быть довольно длительным, и это время нужно использовать для настройки ума и внутреннего состояния. Это своеобразный вид медитации. Однако допускается использование и жидкой туши.

    Для регулярных занятий подойдут развернутые газетные листы, но также при случае полезно использовать и оригинальную рисовую бумагу для достижения более глубокого эффекта от практики. Под бумагу необходимо подкладывать толстую ткань или другой материал, способный впитывать тушь, чтобы не повредить пол. Бумага фиксируется в нужном положении с помощью пресс-папье или других тяжелых предметов, располагаемых по углам листа. Тушечница и кисть должны находиться с права от практикующего.

    Поклон

    После того как все приготовления закончены, практикующий садится напротив листа в позе seiza – традиционная японская позиция сидя (на коленях, чуть скрестив большие пальцы ног под ягодицами).

    Успокоив дыхание, следует на выдохе совершить глубокий поклон: кисти рук кладутся перед собой на пол, образуя треугольник, а корпус наклоняется вперед до легкого касания лбом пальцев рук. Такой поклон символизирует нечто большее, чем проявление уважения к кисти, туши и бумаге. Он символизирует также отрицание эго и принятие прибежища в Пустоте.

    Вместе со спокойным вдохом следует медленно выпрямиться и оказаться в исходном положении. Все, что существовало до поклона уже больше не должно волновать ум, оно перестало существовать. Будда – вот настоящее.

    Как держать кисть

    Во время спокойного глубокого выдоха следует взять кисть в правую руку. Кисть нужно держать в руке уверенно, но жестко. Сила должна быть сконцентрирована в большом и среднем пальце. Мизинец должен постоянно касаться кисти, придавая лучший контроль движениям. При таком положении пальцев между кистью (писчей) и ладонью должно образоваться пространство, в которое могло бы поместиться яйцо. Держите кисть своим внутренним телом, а не только пальцами рук.

    Обмокните кисть в туше. Сделайте вдох, как будто бы вы вдыхаете Небеса и Землю, и вместе с этим поднимите кисть. В конце вдоха рука с кистью должна быть полностью выпрямлена над головой. Это мгновение называется konton kaiki. На очень медленном выдохе плавно, подобно падающему снегу, поднесите кисть в нижний левый угол листа бумаги. Левой рукой следует опираться на пол, чтобы сохранять равновесие.

    Дзен-линия mujibo

    С полной концентрацией ума и тела поставьте кисть на бумагу чуть выше левого нижнего угла и проведите кисть по направлению к нему, оставляя тонкий след туши, а затем двигайте кисть в противоположном направлении к верхнему правому углу. Двигайте кисть через весь лист так, как будто к ней на невидимой нити привязан тяжелый камень. Совершайте все движение на медленном выдохе.

    Не доводя нескольких сантиметров до правого верхнего угла, оторвите кисть от бумаги, естественно продолжая движение в воздухе и не нарушая потока энергии ki. В боевых искусствах это финальное движение известно как zanshin, что можно перевести как «непрерываемая концентрация».

    Далее следует спокойно вернуться в исходное положение.

    Чтобы ни присутствовало в уме практикующего, это же будет запечатлено в mujibo. Настоящая линия mujibo может появится на бумаге только при условии полной самоотдачи и постоянных тренировок. Mujibo подобна решительному удару меча в смертельной битве, она разрезает Вселенную пополам. В классическом самурайском трактате Hagakure говориться: «разрезай бумагу своей кистью, когда пишешь!».

    В силу ее уникальной природы mujibo можно писать только один раз перед началом каждого занятия. А уже после следует приступать к написанию enso (дзенский круг) и других иероглифов и изречений. В качестве образцов для написания традиционно используют работы известных каллиграфов, имеющих опыт Дзен.

    Традиционно занятие заканчивается поклоном.

    Enso обычно пишется слева направо. Terayama Katsujo нарисовал enso, демонстрируя правильный угол наклона кисти.


  • Основные разделы :: | Главная | Про меня | Увлечения | Гостевая | Ссылки |
    Интересные подразделы :: | Фотоальбом | Дзен-гитара | Каллиграфия | Татуировка | Гравюры | Буддизм |
    Примечания к сайту :: | О сайте | Карта сайта | Подписка на новости сайта | Архив новостей сайта |

    При использовании материалов сайта, ссылка на него обязательна.
    © 2002 - 2014, Рахманов Олег, R171282@gmail.com, vKontakte, Livejournal
    Рейтинг Эзотерических ресурсов