>>> english (on-line translation)

[ Увлечения / Буддизм / Буддийская живопись ]

Буддийская живопись:

  • Предисловие
  • Иконометрия
  • Будда
  • Абсолютные Будды
  • Идамы
  • Бодхисаттвы
  • Женские божества
  • Цзонхава

    | 1 | 2 | 3 |

    <<< назад дальше >>>

    «НАМО ГУРУБХЬЯ. НАМО БУДДАЯ. НАМО ДХАРМАЯ. НАМО САНГХАЯ» — «Прибегаю у Учителю. Прибегаю к Будде. Прибегаю к Учению. Прибегаю к Общине» — трижды повторяет буддист перед началом молитвы или духовной практики. В его сердце живет искренняя вера: «Гуру— это Будда. Гуру — это Дхарма. Гуру — это Сангха. Гуру — это средоточие всего блага и счастья. Гуру—мое прибежище".

    Авторитет гуру — духовного наставника, ламы — монаха, достигшего высших ученых степеней, — был в буддизме всегда велик. Однако Лобсангом Дагпой, называемом по месту рождения Цзонхавой, почитание духовного наставника было возведено на такую высоту, что учение Цзонхавы стали именовать ламаизмом. Созданная Цзонхавой школа гелукпа («Школа Добродетели») быстро оттеснила все другие школы тибетского буддизма, достигнув духовной и политической власти в Тибете, а также распространившись по всей Центральной Азии. Не стоит забывать о том, что далай-лама, ныне воспринимаемый как духовный лидер всего буддийского мира (или хотя бы всего тибетского буддизма), является формально лишь главой гелукпы — одной из пяти тибетских школ.

    В чем же причина столь широкого распространения учения Цзонхавы, который еще при жизни получил титул «Махаратна Дхармараджа» («Великий Драгоценный Царь Дхармы»)?

    Мы не будем сейчас останавливаться на изложении биографии Учителя и тех чудесных легенд, которыми она украшена, поскольку они неоднократно изложены в литературе. Отметим лишь один эпизод, очень важный для понимания сущности учения ламаизма.

    В 1394 годy Учитель собрался покинуть Тибет и отправиться в Индию совершенствовать свои знания, однако поездка не состоялась. Легенда утверждает, что сам бодхисаттва Манджушри (эманацией которого был Цзонхава) воспрепятствовал своему духовному ученику заботиться о личном духовном росте в то время, когда тибетский буддизм запятнан низшей магией, разнузданностью монахов и неотложно нуждается в возвращении к чистоте изначальной Общины.

    Итак, для высшего духовного наставника забота о тех, кто ниже его, — будь то миряне или простые монахи — превыше собственного духовного совершенствования. Мы видим, как в жизни реального человека, исторического, а не легендарного лица, был воплощен обет бодхисаттвы — не заботиться о личном пути к Просветлению, пока есть живые существа, нуждающиеся в спасении.

    Этот великий альтруизм, эту героическую самоотверженность Цзонхава сделал основой своей жизни и своего Учения. В созданной им «Школе Добродетели» он поставил перед духовенством новую задачу: помогать всем людям (особенно мирянам) в движении по пути Просветления. Но, разумеется, этот путь не может быть одинаковым для образованного ламы и неграмотного кочевника. Пути, которыми люди разных духовных уровней приближаются к спасению, Цзонхава разрабатывает в своем основном труде «Ламрим чэнпо» — «Ступени Пути к Просветлению».

    Цзонхава разделяет людей на три уровня по их способности воспринять Учение и настойчивости стремления к спасению. Первый уровень — это те, кто поглощен круговоротом жизни, кто не имеет возможности заниматься какой бы то ни было духовной практикой, кто обязан кормить семью и т.п. Для таких людей похвальны даже только мысли о необходимости спасения. Главное, что они могут сделать для своего духовного роста, — установить внутреннюю связь со своим ламой, дабы он мог обеспечить мирянину такое следующее перевоплощение, чтобы человек имел возможность приблизиться к спасению. Мирянин же, завися от ламы духовно, заботится о его физической жизни, поднося ему еду и вещи, необходимые для того, чтобы монах мог не беспокоиться о быте, полностью устремив свое сознание к высшим целям.

    Второй уровень людей составляют те миряне и монахи, кто познал Четыре Благородные Истины и идет по пути индивидуального спасения.

    Им надлежит практиковать непривязанность к материальному миру, жить уединенно, отвергнув мирскую суету. Таким людям следует изучать сочинения раннего буддизма.

    Третий уровень — это те, кто познал причину собственных страданий, кто более всего жаждет помочь освободиться от страданий другим, — словом, это те, кто дал обет бодхисаттвы. Именно эти люди становятся духовными наставниками, именно эти люди способны обеспечить тем, кто установил с ними духовную связь, высшее перерождение, поскольку сами они владеют энергиями собственного тела, чтобы контролировать свой дух и души, с ним связанные, после смерти или даже еще при жизни. Этим людям надлежит изучать высшую философию и тантру, практиковать мистические медитации.

    В «Ламрим ченпо» сформулирована еще одна чрезвычайно важная для ламаизма идея, которая была намечена в трудах великого Атиши: это представление о хинаяне, махаяне и ваджраяне как о трех ступенях на пути Просветления. Здесь следует еще раз напомнить, что тибетский буддизм утверждает, что Будда Шакьямуни при жизни проповедовал всё Учение, однако людям сообщил только хинаяну, махаяну преподавал по преимуществу нагам, ваджраяну — божествам и тогдашнему царю Шамбалы Сучандре, а людям эти тексты становятся доступными лишь тогда, когда приходит время. Благодаря тому что все три Колесницы освящены авторитетом Будды, современный буддизм воспринимается как целостное явление, а не ряд противоборствующих направлений.

    Окончательно это было закреплено Цзонхавой, который писал о том, что человек, вступивший на монашеский путь, должен следовать Малой Колеснице, неукоснительно исполнять предписания Винаи, то есть Кодекса монашеских правил, блюсти безбрачие, отказ от собственности и т. п. Первые шаги на пути к спасению возможны только при условии полного разрыва с миром.

    Следующим шагом является осознание того, что индивидуальное спасение невозможно, что без сострадания нет Просветления. Человек становится на путь бодхисаттвы, следуя Великой Колеснице.

    Движимый героическим альтруизмом, он осознает в дальнейшем, что для действенной помощи всем живым существам ему необходимо овладение высокими энергиями, проникающими весь мир, — ему необходимо овладение тантрической медитацией Алмазной Колесницы. С другой стороны, сознание и чувства такого человека развиты настолько, что он поднимается неизмеримо выше материальной жизни, ему все равно, где жить, — в монастыре, в горах или в городе, какую пищу есть, какую одежду носить. Для него нет разницы между роскошью и убожеством — они вне его сознания. Безбрачие также не является обязательным. Будучи полностью не привязанным к материальному миру, человек сможет «увидеть себя духом, совершающим сокровенные подвиги, достигшим полного результата созерцания, имеющим власть йоги, полноту мысли ваджры».

    Легко видеть, что три уровня развития людей соотносятся с тремя уровнями Учения, однако соотношение это не прямое: люди первого уровня пребывают в невежестве, второго — исповедают хинаяну, третьего — махаяну и затем ваджраяну.

    Не было такой области буддизма, которой не коснулся бы в своих трудах Цзонхава. Он систематизировал все: от философии и устройства монашеской общины до тантр (мистический смысл которых был открыт ему шестируким Махакалой) и иконографии (в частности, им была разработана столь распространенная композиция «отец с сыновьями», где два божества-спутника изображаются у подножия трона главного божества).

    При этом сам Великий Реформатор осознавал себя скорее реставратором, возрождающим изначальное, неискаженное Учение.

    В ламаизме Цзонхава почитается едва ли не выше Будды. Каждый ламаист воспринимает его как «своего ламу» и ежедневно читает молитву «мигцзема»: «Ламе Цзонхаве, Высшей Драгоценности тибетских мудрецов, Воплощению Авалокитешвары, Сокровищнице непостижимого сострадания, Манджушри, Владыке чистого знания, Ваджрапани, разрушителю всех воинств Мары: Цзонхаве, Лобсангу Дагпе, я поклоняюсь». Буддисты верят, что ныне Цзонхава пребывает на небе Тушита, откуда снизойдет в мир как будда Симханада.

    | 1 | 2 | 3 |

    <<< назад дальше >>>


  • Основные разделы :: | Главная | Про меня | Увлечения | Гостевая | Ссылки |
    Интересные подразделы :: | Фотоальбом | Дзен-гитара | Каллиграфия | Татуировка | Гравюры | Буддизм |
    Примечания к сайту :: | О сайте | Карта сайта | Подписка на новости сайта | Архив новостей сайта |

    При использовании материалов сайта, ссылка на него обязательна.
    © 2002 - 2014, Рахманов Олег, R171282@gmail.com, vKontakte, Livejournal
    Рейтинг Эзотерических ресурсов