>>> english (on-line translation)

[ Увлечения / Буддизм / Буддийская живопись ]

Буддийская живопись:

  • Предисловие
  • Иконометрия
  • Будда
  • Абсолютные Будды
  • Идамы
  • Бодхисаттвы
  • Женские божества
  • Цзонхава

    | 1 | 2 | 3 |

    <<< назад дальше >>>

    Иконография идамов всецело посвящена задачам медитации: «Многочисленные изображения божеств в тантре — не произвольные творения, а образы, отражающие методы очищения загрязненных психофизических совокупностей (скандх), элементов (дхату) и источников (аятана). При этом мирный или гневный облик божества, количество ликов и рук, число главных и сопутствующих фигур и т. п. отвечают различиям в наклонностях, образе мышления и способностях обучаемых».

    Иконография различает три типа изображения идамов: спокойный, возбужденный и гневный.

    У идамов в спокойной ипостаси (Гухъясамаджа) лицо милостивое, нимб над головой, за спиной круговое сияние, пропорции тела соответствуют пропорциям будд.

    У идамов в возбужденной ипостаси (Калачакра, Самвара, Хеваджра) рот слегка оскален, нимб отсутствует, у кругового сияния за спиной внешняя часть представляет собою дугу языков пламени; пропорции тела те же.

    У идамов в гневной ипостаси (Ямантака, Хаягрива) телосложение такое же, как у дхармапал, налитые кровью глаза навыкате, рот оскален; за их спиною бушует пламя.

    Завершая краткий абрис иконографии идамов в целом, следует сказать несколько слов о символике техники нагтан — прописи цветными контурами по черному полю. В этой технике пишут образы идамов и дхармапал, предназначенные для медитаций. Изображенные таким образом гневные божества защищают практикующих. Черный цвет символизирует высшую реальность, шуныо-пустоту, но вместе с тем и ненависть, которая посредством духовной практики преобразуется в запредельную мудрость. Идея преобразования отрицательных человеческих качеств в духовные заслуги — одна из главнейших в тантре.

    Гухъясамаджа (см. слева внизу) принадлежит к идамам Ануттара-йога-тантры. Его полное имя — Гухъясамаджа Акшобхъяваджра. «Гухъясамаджа» переводится с санскрита как «Тайное Собрание» или «Собрание Тайных». Его второе имя указывает на то, что он считается эманацией дхьяни-будды Акшобхъи, символ которого — ваджра.

    В Гухъясамаджа-тантре он назван проявлением Адибудды в мире явлений, символом триединства тела, речи и мысли всех Татхагат. Его атрибуты: ваджра и колокольчик — символы Адибудды, а также Акшобхъи, Колесо Закона (зеркальная мудрость) — символ Вайрочаны, лотос (тонкая мудрость) — символ Амитабхи, драгоценность (равноправная мудрость) — символ Ратнасамбхавы, меч (всесовершенная мудрость) — символ Амогхасиддхи. Таким образом Гухъясамаджа воплощает объединение сил всех дхьяни-будд.

    Его праджня Спаршаваджра излучает энергию ярости, контрастирующую с умиротворенностью ее супруга.

    Гухъясамаджа-тантра — это одно из первых санскритских произведений, переведенных на тибетский язык. По легенде. Будда Шакьямуни произнес ее наутро после Просветления. Другая легенда говорит, что великий буддийский философ Асанга (IV в.) совершил путешествие на небо Тушита, где получил ее от Майтрейи.

    Идам Хеваджра, изображенный в центре картины, принадлежит к семье Гухъясамаджи. Его имя переводится как восклицание «О, ваджра!»; он покровитель Хеваджра-тантры, в которой идентифицируется с дхьяни-буддой Акшобхъей. Хеваджра — воплощение единства мудрости и сострадания. Его праджня Найратмья («Бездушная»; другой вариант перевода имени — «Самоотверженная») имеет собственный культ и является персонификацией духовной свободы. Изображенная одиночно, она или танцует, подобно Ваджраварахи, или сидит на теле человека, держа григуг и габалу, которые символизируют разрушение всех ошибочных мнений и концепций, препятствующих постижению Пустоты.

    Обращает на себя внимание особенность иконографии Хеваджры: если у всех остальных многоногих божеств ноги идут параллельно друг другу, то у этого идама две ноги стоят, две пляшут. Он попирает левой ногой индуистского бога-творца Брахму и его супругу Сарасвати, левой — Шиву и его супругу Кали. В своих правых руках он держит габалы с различными животными, в левых — габалы с индуистскими богами.

    Идам Самвара («Выбор») также относится к эманациям дхьяни-будды Акшобхъи (вверху слева). Полное имя идама — Шамвара («Высшее блаженство») Парамасукха («Высшее блаженство») Чакрасамвара («чака» — колесо, Колесо Закона). Его праджня — краснотелая дакини Ваджраварахи — часто изображается самостоятельно. Идам попирает ногами синего четырехрукого Шиву (Бхайраву) и красную Каларатри.

    Обителью Самвары считается священная гора Кайласа, которая в индуизме является местом пребывания Шивы. Одна из легенд утверждает, что Будда эманировал из своего дворца на Кайласу, дабы обучить Шиву и его супругу тантрам.

    Парамасукха-Чакрасамвара-тантра считается высшей в Ануттара-йога-тантре. В ней наиболее развита техника достижения «ясного света свободы» (шунъята-прабхасвара), уничтожения «эго» путем трансформации собственных страстей. В Самвара-тантре об идаме говорится, что он своими обнаженными клыками размалывает материальный мир, устремленный к ложным ценностям. Его третий глаз зрит высшую реальность.

    Ваджраварахи — «Алмазная Свинья» — символизирует единство сострадания и мудрости. Она принадлежит к числу эманации дхьяни-будды Вайрочаны. Существуют многочисленные легенды о том, как Самвара или Ваджраварахи являлись к великим святым, дабы сообщить им новые медитативные практики и другие наставления.

    | 1 | 2 | 3 |

    <<< назад дальше >>>


  • Основные разделы :: | Главная | Про меня | Увлечения | Гостевая | Ссылки |
    Интересные подразделы :: | Фотоальбом | Дзен-гитара | Каллиграфия | Татуировка | Гравюры | Буддизм |
    Примечания к сайту :: | О сайте | Карта сайта | Подписка на новости сайта | Архив новостей сайта |

    При использовании материалов сайта, ссылка на него обязательна.
    © 2002 - 2014, Рахманов Олег, R171282@gmail.com, vKontakte, Livejournal
    Рейтинг Эзотерических ресурсов