>>> english (on-line translation)

[ Увлечения / Буддизм / Буддийская живопись ]

Буддийская живопись:

  • Предисловие
  • Иконометрия
  • Будда
  • Абсолютные Будды
  • Идамы
  • Бодхисаттвы
  • Женские божества
  • Цзонхава

    | 1 | 2 | 3 |

    <<< назад дальше >>>

    Прежде чем перейти к рассмотрению буддийского пантеона во всем его многообразии, следует еще раз подчеркнуть, что мы имеем дело не с собранием богов в собственном смысле этого слова, что для образованного буддиста все эти бесчисленные образы суть не что иное, как персонификация философских и мистических понятий, душевных и психологических состояний человека и т. п. Назначение этих изображений — быть объектом не молитвы, а медитации (что, разумеется, не мешает превращению сложной философской системы в обыкновенное язычество в среде неграмотных кочевников).

    Высшим философским понятием является Абсолютная Природа Будды, возможность Просветления как таковая, что персонифицируется в образе Адибудды, «Изначального будды», о котором говорят, что он соединяет в себе духовную силу будд, богов и бодхисаттв. Его главный атрибут — ваджра, символ Просветления, мгновенного озарения, подобного удару молнии. На ритуальных диаграммах — мандалах — изображение Адибудды может быть заменено ваджрой. Другой его атрибут — колокольчик, символизирующий мудрость, имманентно пребывающую в мире, сверхзнание «праджня», достигаемое не логически, а интуитивно, в состоянии озарения. Пара ваджра и колокольчик символизирует единство мудрости и метода ее постижения.

    В различных школах буддизма Адибудда обозначается различными именами: в большинстве тибетских — Ваджрадхара («Держащий ваджру»), Ваджрасаттва («Алмазная сущность»); в древнейшей тибетской школе ньин-гмапа — он будда Самантабхадра; в японской секте Сингон — Вайрочана. Цвет тела Адибудды в любой ипостаси символизирует абсолют: это либо синий — пришедший из Индии цвет тела небожителя, либо белый, являющийся соединением всех цветов.

    Будда трансцендентной мудрости, Ваджрадхара, на представленной тханке изображен в облачении бодхисаттвы, пять лепестков его короны обозначают пять дхьяни-будд. Его руки скрещены перед грудью, в правой он держит ваджру, в левой — колокольчик. Следует отметить, что иконография Ваджрадхары и Ваджрасаттвы отражает изначальную общечеловеческую связь правой руки с мужским началом, а левой — с женским.

    В облаках над ним мы видим Будду Шакьямуни слева и дхьяни-будду Амитабху справа. Оба будды изображены в обычной форме, держат чаши для подаяния. Обратим внимание на то, что в центре верхнего ряда фигуры нет, так как на этом месте изображается либо то божество, из которого эманирует центральный персонаж, либо тот из великих учителей, кто разработал иконографию или медитативную практику центрального образа. Применительно к ипостаси Адибудды это место, разумеется, не может быть занято.

    Картина работы монгольского художника XVIII в.

    Ваджрасаттва изображается держащим ваджру правой рукой на уровне сердца, колокольчик — левой у бедра.

    Дхьяни-будды, равно как и ипостаси Адибудды, не являются буддами в том смысле, какой это слово имело изначально: человек, достигший Просветления. Все они — это воплощение высших космических принципов, из которых эманируют идамы, земные будды, бодхисаттвы и т. д. Ю.Н.Рерих был первым в западноевропейской науке, кто четко сформулировал этот принцип. Его схемы дхьяни-будд и их эманации вошли в настоящее время во все основные справочники по тибетскому буддизму.

    Имя

    Перевод

    Стихия

    Вайрочана

    Сияющий

    Пространство

    Акшобхъя

    Невозмутимый

    Воздух

    Ратнасамбхава

    Тот, из которого возникают драгоценности

    Огонь

    Амитабха

    Неизмеримый свет

    Земля

    Амогхасиддхи

    Безошибочно удачливый

    вода

    В традициях различных буддийских школ Акшобхъя и Вайрочана могут заменять друг друга. В таком случае Акшобхъя воплощает центр мироздания, а Вайрочана — восток. В гелукпе Вайрочана считается первой эманацией Адибудды.

    Акшобхъя, символом которого является ваджра (на скульптурных изображениях она иногда лежит перед ним, а на картинах она может стоять на его левой ладони), особо почитаем за то, что он обладает способностью трансформировать гнев и заблуждения в чистый свет абсолютной мудрости.

    Относительно сущности Ратнасамбхавы следует указать его главнейшую способность — трансформировать жадность и гордость в мудрость самообладания и спокойствия. Буддисты верят, что Триратна (Будда, Дхарма, Сангха) возникла из Ратнасамбхавы.

    Амитабха особо почитаем в своей ипостаси Амитаюс («Неизмеримая жизнь») как божество долголетия (монг. Аюша). Амитаюс всегда изображается в облачении бодхисаттвы.

    | 1 | 2 | 3 |

    <<< назад дальше >>>


  • Основные разделы :: | Главная | Про меня | Увлечения | Гостевая | Ссылки |
    Интересные подразделы :: | Фотоальбом | Дзен-гитара | Каллиграфия | Татуировка | Гравюры | Буддизм |
    Примечания к сайту :: | О сайте | Карта сайта | Подписка на новости сайта | Архив новостей сайта |

    При использовании материалов сайта, ссылка на него обязательна.
    © 2002 - 2014, Рахманов Олег, R171282@gmail.com, vKontakte, Livejournal
    Рейтинг Эзотерических ресурсов